Обзор фильма "Саван Мумии"

Обзор фильма "Саван Мумии / The Mummy's Shroud" (1967)

Director: John Gilling
Cast: John Phillips; Andre Morell; Michael Ripper; David Buck; Richard Warner; Catherine Lacey

После провала "Проклятие гробницы мумии/Curse of the Mummy's Tomb", студия Хаммер на три года оставила франшизу в покое, переключив свой взор на другие проекты. Но финансовые показатели студии, не давали маневра для экспериментов, приходилось возвращаться к проверенным сериям. В 1966 году руководство студии предприняли очередную попытку влезть в область египетской мифологии. Энтони Хиндс, один из боссов Хаммер, сделал набросок общего сюжета, а написать полноценный сценарий пригласили ветерана студии - Джона Гиллинга, так же занявший должность режиссёра. Гиллингу не понравилась сюжет, считая его вторичным, но на постановку согласился чтобы "избежать клаустрофобного влияния телевидения, которое его засасывало" - поделился в одном из интервью режиссёр, плюс фирмачи не поскупились на солидный гонорар ветерану. Бюджет ограничился очень скромной цифрой в размере 134000 фунтов стерлингов, что вполне хватило воссоздать египетские декорации, и пригласить узнаваемых актеров, который разыграли историю про...

В 2000 году до нашей эры, у египетского фараона родился сын. Много лет фараон Ментах просил богов послать ему наследника, и они ответили на его мольбы, наконец-то у него родился долгожданный наследник, названый Катобеем. Однако с каждым днём, обстановка в государстве становилось слишком не стабильна, некоторые подданные поклялись в верности младшему брату фараона Арментаху, который считал, что этот ребенок не даст ему законно взойти на трон. Ментах был так сильно поглощен мечтами о будущем, что не замечал "сгущавшихся на горизонте туч". Шли годы, армия Арментаха росла, и настал тот день, когда брат убил брата, но перед смертью фараон попросил своего верного раба Према, спасти сына. Прем с остатками верных Ментаху рабами, и с малолетним наследником Катобеем бежал в пустыню, где они нашли свою последние пристанище. Одним за одним пустыня брала своё, наступило время, и умер сам Катобей. Верный раб Прем похоронил своего маленького господина, предварительно наложив проклятие на гробницу.
1920 год, нашей эры. Археологическая экспедиция, финансируемая богатым промышленником Стэнли Престоном (John Phillips) и возглавляемая блестящим археологом сэром Бэзилом Уолденом (Andre Morell), после долгих лет поисков, наконец-то находит гробницу Катобея. Несмотря на страшные предупреждение, данное Хасмидом (Roger Delgado), местным бедуином, чьи потомки много веков охраняли покой Катобея, экспедиция Престона забирает мумию и увозит в Каирский музей. Это была их главная и фатальная ошибка...

В третий раз студия Хаммер обыграла один и тот же сюжет, не принеся ни чего нового. Кто-то находит гробницу, игнорирует предупреждение не заходить внутрь, привозит домой некоторые реликвии и вскоре, за осквернение гробницы, становится жертвой мумии. Хотя с другой стороны, опусы об оживших мумиях никогда не славились оригинальностью и выглядели похожими друг на друга. Трудно, очень трудно, придумать что-то новое в этой истории, однако при желании или богатой фантазии это возможно. Вспомним, к примеру, две другие известные хаммеровские франшизы – "Франкенштейн" и "Дракула". В первой, одержимый профессор каждый раз создает очередного монстра, в другой франшизе, бессмертный кровопийца терроризирует очередную жертву, но создатели из раза в раз старались приносить в серию что-то новое, правда эксперименты с Дракулой завели франшизу в такую страшную дичь, но всё-таки была хоть какая-то новизна. Что нового в "Саван Мумии"? Как раз этот самый саван, с помощь которого можно оживлять мумию, и в принципе на этом нововведения закончились. Смотреть одно и то же по третьему кругу могут только самые отбитые фанаты египетского мешка с костями.

В "The Mummy's Shroud" есть все элементы, типичны для продукции Хаммер - роскошные декорации, яркие цвета, навязчивая музыка и т.д. И во всём этом хаммеровском великолепии ничего не происходит. Даже долгое вступление дает сигналы, что действия от "Савана" не ждите. Создатели даже не делают попыток отличить своё детище от других фильмов о мумии. Многие элементы фильма ухудшились по сравнению с двумя предыдущими фильмами, особенно главный забинтованный антагонист. Мумия здесь выглядит довольно слабой - это больше похоже на чучело с дрянной улыбкой на лице, что весьма сильно сказывается на атмосфере. Однако, учитывая сюжетное происхождение мумии, это можно простить. Умирающий раб Катобея не смог позволить себе надлежащую мумификацию и не имел необходимых инструментов для этого, поэтому он выглядит так плохо и дёшево. Режиссёр Джон Гиллинг был не рад такой мумии. В своём сценарии, Гиллинг описывал воскресшего кадавра, как "идеальное подобие человеческого лица и тела. С кожей и волосами, которые не повреждены, но настолько хрупки, что если дунуть, то всё превратиться в пыль", но продюсеры не одобрили вариант Гиллинга, и предложили свою версию, основанную на подлинной реликвии, которая храниться в Египетских залах Британского музея. Если верить режиссёру, он старался вытянуть проект интересными идеями, но постоянно получал отказ, в результате доснял картину кое-как, для галочки.

Сложилось такое впечатление, что всем участникам проекта было плевать на конечный результат, в особенности техническим специалистам. "Саван Мумии" это, наверное, самая "косячная" лента в фильмографии студии Хаммер. Не припомню такого огромного количества ошибок в продукции Молота. Во время презентации найденной мумии общественности, отчётливо видно, как шевелиться рука мумии и как мумия глубоко дышит. В сцене убийства Стэнли Престона, кровь на стене появилось раньше, чем мумия ударило голову Престона об стену. В финале картины создатели забили на итоговый результат, и не стали прятать молнии на костюме мумии. И это только самые заметные и яркие "косяки", исчезающие пулевые отверстия, рубашка меняющий цвет и другие мелкие неточности и перечислять не хочется, а их там преступно много.

Реклама фильма в газете

Актерский состав главное и, пожалуй, единственное достоинство триквела, ибо все без исключения актеры тащат на себе картину, особенно выложился харизматичный актёр Джон Филипс в роли богатого и надменного бизнесмена. Обладатель чудаковатой внешностью, актер Майкл Риппер, в очередной раз превосходно сыграл обаятельного помощника. На счету Риппера 28 работ в жанре хоррор, из которых 25 фильмов производства студии Хаммер, но ему всегда предлагали малюсенькие роли от трактирщиков до водителей автобусов, в "The Mummy's Shroud" его роль стала намного мясистей, и самая заметная в фильме. Звездный Андре Морелл, как свадебный генерал, "позвяздил" пару минут экранного времени, привлёк внимание зрителей, получил гонорар и свалил, оставив своё звездное имя на афише.

"Саван Мумии" стал последним фильмом, снятым в павильонах студии Брэй. На протяжении долгих шестнадцати лет хаммеровцы производили в стенах студии свои картины, и 21 октября 1966 года, студия Брэй навсегда закрыла свои двери для Хаммер Филмс. Так подошла к концу целая эпоха, прекрасных и таких любимых готических декораций. В ноябре 1970 года, студия Хаммер продала Брэй. Интересный факт: первый фильм, снятый в стенах Брэй, был детектив "Cloudburst", с Элизабет Селларс в главных ролях. А последним фильмов стал "Саван Мумии", где главную женскую так же сыграла мисс Селларс. Совпадение? Не думаю :))

Печально, что таким фильмом завершился длительный и плодотворный период работы студии Хаммер в павильонах Брэй, и вдвойне печально, что "Саван мумии" стал незаметным концом британской карьеры режиссера Джона Гиллинга. Картина вышла весной 1967 года в паре с лентой Теренса Фишера "Франкенштейн создал женщину/Frankenstein Created Woman", как вспомогательная поддержка старику Франки, но вместо поддержки, фильм собрал охапку отрицательных отзывов. Согласно отчетам Fox, этим двум фильмам нужно было заработать 1 625 000 долларов в прокате, чтобы не понести убытков, и они заработали 1 590 000 долларов, что означало уход в минус, пусть и небольшой.
Оценка: 4/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.