Амикус (Amicus) - студия, истекающая кровью

Во второй половине 1950-х – начало 1970-х годов, при упоминании слов "британский хоррор" на ум сразу же приходила студия Hammer, чьи готические фильмы ужасов вдохновили целое поколение кинематографистов во всем мире, при этом, студия одинаково успешно штамповала другие жанры, начиная с приключенческих фильмов и заканчивая научной фантастикой. Тем не менее, в Великобритании Хаммеровцы имели ряд конкурентов, одним из самых заметных соперников, была студия "Amicus Production".

Компания была основана двумя американцами - сценаристом Милтоном Суботски и продюсером Максом Розенбергом. В 1950 году дуэт впервые поработал вместе над парочкой рок-н-ролльных мюзиклов, после чего Суботски пишет сценарий "Франкенштейна", взяв за основу одноименный роман Мэри Шелли. Готовый материал попадает на стол продюсеру Элиоту Химэну, а тот в свою очередь, передал рукопись Hammer Films. Руководству Хаммер приглянулся сценарий Суботски, однако они посчитали его слишком амбициозным для скромного бюджета, и к тому же, написанный сюжет очень сильно напоминал юниверсаловские экранизации 30-х годов. В результате, штатный хаммеровский сценарист Джимми Сангстер переписал весь материал, оставив от оригинала лишь самую малость, однако фамилии Розенберга и Суботски заслуженно вставили в начальные титры фильма, но американским партнерам от этого лучше не стало, навсегда затаив злобу на Hammer Films.

Вышедшая в 1957 году картина "Проклятие Франкенштейна/The Curse Of Frankenstein", стала для Хаммер настоящим международным суперхитом, тем самым подкинув Розенбергу и Суботски здравую мысль в каком направлении им нужно двигаться. Плюс ко всему, в Британии той поры действовали существенные налоговые послабления для иностранных кинопроизводителей. Самым первым фильмом Амикус, которая тогда еще, впрочем, так не называлась, стал черно-белый хоррор "Город Мертвых/City of the Dead" (1960) с Хаммеровской звездой Кристофером Ли в главных ролях. Лента стоила сущие копейки, а в прокате принесла не плохую прибыль молодой студии. Потом Амикус снова протратились на ряд мюзиклов и на семейный фильм "Lad, A Dog" (1962), но особого успеха они студии не принесли. В 1964 Суботски и Розенберг возвращается к истокам - хоррор-антологией "Дом ужасов доктора Террора/Dr. Terror's House of Horrors", снятой приверженцем жанра - режиссёром Фредди Фрэнсисом. В дальнейшем, антологии стали визитной карточкой этой культовой студии. Не желая экспериментировать с формулой успеха, через год, Амикус выпускает новый хоррор под названием "Череп/The Skull". Для новой постановки был задействован весь творческий состав "Доктора Террора", а именно: Фредди Фрэнсис, Питер Кушинг, Майкл Гоф и Кристофер Ли, только на этот раз от разбивки картины на сегменты пришлось отказаться, и сделать полнометражную картину.

Оригинальный постер фильма "Dr. Who and the Daleks"

Несмотря на успехи в жанре ужасов, к середине 60-х студия Амикус полностью меняет свой курс. В 1963 году на ТВ-экраны вышел телесериал компании BBC "Доктор Кто/Doctor Who", который моментально стал хитом. Амикус быстро ухватился за набирающий обороты тренд, и приобрела права на выпуск трёх полнометражных фильмов по мотивам сериала. "Доктор Кто и Далеки/Dr. Who and the Daleks" стал первой пробой. Для того чтобы не смущать зарубежных зрителей, которые еще не видели сериала, Суботски значительно упростил сценарий, убрав все ответвления, по сути оставив лишь главного персонажа - Доктора Кто, которого кстати, тоже коснулись изменения (из загадочного путешественника во времени, он превратился эксцентричного изобретателя с фамилией "Кто"). Несмотря на это, фильм не был особенно успешным в Америке, но к счастью, на родине в Англии, картина собрала хорошую кассу, и через год вышел сиквел под названием "Вторжение Далеков на Землю/Daleks' Invasion Earth: 2150 A.D." с бюджетом почти в два раза больше, чем было у первой ленты. Из-за неудовлетворительных сборов, съемки третьего фильма пришлось отложить, а затем и вовсе закрыть проект.

Оставив фантастическую франшизу про доктора в покое, Амикус возвращается к недорогим фильмам ужасов. Первой картиной стал психологический триллер "Психопат/The Psychopath" (1966), снятый Фредди Фрэнсисом, по сценарию популярного писателя Роберта Блоха. В том же году, Фрэнсис снимает ещё один хоррор для студии – "Смертельные пчелы/The Deadly Bees", который был обруган зрителями и критиками за смехотворные эффекты и за глупый сценарий написанный Блохом. В 1967 году Макс Розенберг, при поддержке своего партнера Суботски, решил попробовать свои силы в новом для себя жанре – шпионский триллер. Картина под названием "Опасный маршрут/Danger Route" вышла в аккурат с премьерой очередной серией бондианы - "Живешь только дважды/You only live Twice", но, в отличие от распиаренного Бонда, "Danger Route" остался незамеченным у публики. Также мимо зрителей прошли две спорные кинодрамы, одну из которых ("Вечеринка в день рождения/The Birthday Party") поставил Уильям Фридкин, будущий режиссёр культового "Изгоняющего дьявола/The Exorcist".

В конце концов, устав от киноэкспериментов, которые не приносили студии дохода, Амикус возвращается к хоррор-антологиям, два года назад сделавшие компании имя. Финансированием новой антологией "Сад пыток/Torture Garden" занялась крупная американская компания Columbia Pictures, которые для успешного проката у себя на родине, отказались отдавать главные роли вечному дуэту - Кушинг-Ли. Вместо них были выбраны известные американские актеры - Бёрджесс Мередит и Джек Пэланс, однако Питеру Кушингу всё-таки досталась небольшая роль в одном из сегментов. У руля картины вновь поставили Фредди Фрэнсиса, однако из-за постоянных разногласий с Милтоном Суботски, Фрэнсис еле-еле закончил фильм, и на протяжении нескольких лет старался больше не связываться с Амикус. Выйдя по обе стороны Атлантики в 1968 году, "Torture Garden" хорошо зарекомендовал себя в прокате, тем самым подтвердив за студией Амикус, титул "королей хоррор-антологией".

Джек Пэланс и Питер Кушинг на съемках "Torture Garden"

Продолжая успешную тему, в 1971 году вышла ещё одна антология "Дом, истекающий кровью/The House That Dripped Blood". Роберт Блох снова написал сценарий, а Кушинг и Крис Ли вновь появились вместе, к легендарному дуэту прибавилась восходящая звезда – Ингрид Питт.
Несмотря на всю прибыльность двух последних антологий, Суботски задумал сделать что-то иное. В тот момент, их вечные конкуренты по цеху - студия Хаммер, трудилась над экранизацией романа Роберта Льюиса Стивенсона "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда". За несколько недель Милтон Суботски написал сценарий, взял за основу книгу Стивенсона, так и родился "Я Монстр/I, Monster", один из самых провальных фильмов студии Amicus, который полностью оправдал свое название. Следующий проект под названием "Что стало с Джек и Джилл?/What Became of Jack and Jill?", в центре сюжета которого, предприимчивый внук со своей амбициозной супругой решившие присвоить себе сбережения своей престарелой бабули, довольно оригинальным способом. Несмотря на отличную постановку Билла Бэйна, и оригинальный сюжет, картина, в следом за "I, Monster" проваливается в прокате. И снова два американских друга возвращаются в лону недорогих антологий.

В 1972 году на суд зрителей, Амикус представляет свое новое детище под громким названием "Психбольница/Asylum", снятый хаммеровским ветераном Роем Уорд Бейкером, и с привлечением кучи звезд первой величины, имена которых замечательно смотрелись на афишах. "Asylum" имел оглушительный успех, став самой прибыльной лентой студии Амикус, а Бейкер получил награду на Берлинском кинофестивали. Ошарашенные таким раскладом, Розенберг и Суботски запускают в производство сразу две антологии, которые были основаны на культовых комиксах американца Уильяма М. Гейнса. Если "Байки из Склепа/Tales from the Crypt" ещё более-менее показали свою финансовую состоятельность, то картину "Склеп Ужасов/The Vault of Horror" ждал полный провал. Провалилась и попытка Амикус "закосить под Хаммер", сделав свой собственный готик-хоррор - "And Now the Screaming Starts!", отзывы и сборы на который, оставляли желать лучшего.

Постер к фильму "At the Earth's Core" с сексапильной актрисой Кэролайн Манро в главных ролях

Выпустив ряд хорроров, прошедшие в прокате с переменным успехом, и осознав, что привычная формула уже не работает, Суботски и Розенберг решают попробовать свои силы в других направлениях. В середине 70-х Амикус переключила свой взор на экранизации произведений Эдгара Риса Берроса. Первой ласточкой стал фильм "Земля, забытая временем/The Land That Time Forgot", сделанный совместно с American International Pictures (AIP). Главную роль сыграл американец Даг МакКлюр, а срежисировал фильм – Кевин Коннор (годом ранее дебютировавший хоррор-антологией - "Из могилы/From Beyond the Grave"). Картина стал настоящим хитом по обе стороны океана, и продолжение не заставило себя долго ждать. Использовав, все те же ингредиенты – Коннор/МакКлюр/Беррос, в 1976 году вышла лента под названием "К центру Земли/At the Earth's Core", ставшая последней работой Милтона Суботски в Amicus Productions, из-за разногласий покинувший студию, оставив всё в руках Розенберга. В 1977 году вышел третий фильм, основанный на книги Эдгара Риса Берроса – "Люди забытые временем/The People That Time Forgot". Однако, на середине съемочного процесса, студия Амикус была расформирована, и Макс Розенберг покинул проект. "The People That Time Forgot" был закончен усилиями американцев из A.I.P., и снова картину ждал успех. Неудивительно, что продюсер Джон Дарк и режиссёр Кевин Коннор продолжали и дальше штамповать приключенческие картины, пользовавшие спросом у публики.

Милтон Суботски после разрыва отношений с Розенбергом, основал свою собственную компанию - Sword and Sorcery Productions, которая тоже была нацелена на выпуск фильмов ужасов, а Макс Розенберг вернулся в Штаты, где продолжил продюсерскую деятельность.

Избранная фильмография:
13. The Monster Club / Клуб Монстров (1980)
12. Madhouse / Сумасшедший дом (1974)
11. From Beyond the Grave / Из могилы (1973)
10. And Now the Screaming Starts! / А теперь начинается крик! (1973)
9. The Vault of Horror / Склеп Ужасов (1973)
8. Tales from the Crypt / Байки из Склепа (1972)
7. Asylum / Психбольница (1972)
6. I, Monster / Я Монстр (1971)
5. The House That Dripped Blood / Дом, истекающий кровью (1971)
4. Torture Garden / Сад пыток (1967)
3. The Skull / Череп (1965)
2. Dr. Terror's House of Horrors / Дом ужасов доктора Террора (1965)
1. The City of the Dead / Город Мертвых (1960)

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.


Разработка сайта ExtraWEB