Дж. Ли Томпсон

Дж. Ли Томпсон (J. Lee Thompson)

01.08.1914 – 30.08.2002

Джон Ли Томпсон родился 1 августа 1914 года в Бристоле в театральной семье. После окончания обучения в Дуврском Колледже, свой творческий путь он начинал как драматург, ему не исполнилось и двадцати лет, а уже две его пьесы были поставлены на сцене. На Томпсона впервые обратили внимание, когда одна из его пьес "Double Error" была поставлена в лондонском Вест-Энде в 1935 году. Крупная киностудия British International Pictures приглашает Джона на должность сценариста. В 1938 году он работал, как тренер речи в фильме Альфреда Хичкока "Таверна "Ямайка"/Jamaica Inn", но началась война, и будущего режиссёра призвали на фронт. В годы Второй Мировой войны Дж. Ли Томпсон служил в Королевских ВВС, ухитряясь при этом продолжать писать пьесы. После демобилизации он продолжил карьеру драматурга. В 1950 году Джону предоставляют возможность снять свой первый фильм "Убийство без преступления/Murder Without Crime". Это мелодрама о человеке, который думает, что совершил убийство, но на самом деле это ни так. Этот хорошо структурированный фильм остался незамеченным у публики, но содержал многие темы, которые характеризуют творчество режиссёра. Следующим фильмом Томпсона стал "Желтый шарик/The Yellow Balloon" (1952) - история мальчика, которого гложет чувство вины за смерть друга. Картина стала кассовой удачей, и позволила Томпсону заявить о себе как о способном режиссере. За ним последовали "Слабые и Злые/The Weak and the Wicked" (1954) – драма о буднях женской тюрьмы, основанная на воспоминаниях Джоан Генри, которая впоследствии стала его второй женой.

В Великобритании Томпсон заработал репутацию, как отличный постановщик социальных драм, а также получил известность за сотрудничество с популярными британскими актерами. После ряда комедий, он вернулся к теме женских колоний в фильме "Белокурая грешница/Yield to the Night" с Дианой Дорс в главных ролях. Картина номинировалось на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, но проиграла документалки Жака Ив Кусто "Мир тишины". В 1958 году на британские экраны выходит "Трудный путь в Александрию/Ice-Cold in Alex", фильм, повествующий о событиях Второй Мировой Войны, в котором показывает героизм четырех людей, совершивших ошибки, благодаря взаимопониманию и взаимного уважения друг к другу (несмотря на то, что один из них является солдатом противника) позволяет им выжить при прохождении через Ливийскую пустыню. Следующей картиной продуктивного режиссёра стала "Тигровая бухта/Tiger Bay" (1959), помимо явного социального подтекста, фильм еще и превосходный образец нуара по-британски. В 1961 году перед самым началом съемок "Пушки острова Наварон/The Guns of Navarone", несговорчивый режиссёр Александр Маккендрик покидает съемочную площадку, тогда на замену приходит Джон Томпсон. Картина "выбила" режиссёра в высшую лигу, помимо кассовых сборов и наград на различных кинофестивалях, Томпсон вытащил счастливый билет в Голливуд.

Энтони Куинн и Томпсон на съемках "Пушки острова Наварон"

Переехав в Штаты, Ли Томпсон выпустил ряд успешных фильмов, начиная с триллера "Мыс страха/Cape Fear" (1962). Вместе с тем не забыл режиссёр и про родную Великобританию, охотно соглашаясь на предложения английских продюсеров. Одним из таких предложений, стала лента "Возвращение из пепла/Return from the Ashes" (1965) - мрачная ироническая история женщины, пережившая всё зло творившегося в концентрационном лагере. Взяв довольно банальный и исхоженный сюжет, Томпсон мастерски избежал ошибок своих предшественников. Несколько раз, когда кажется, что фильм вот-вот соскользнёт в скучную мелодраму, Томпсон аккуратно сходит с протоптанной дороги на новую территорию. Следующим фильмом режиссёра стал оккультный хоррор "Глаз Дьявола/Eye of the Devil" (1966) собравший целую плеяду известных актеров. В США для киностудии Columbia Pictures, Томпсон снял один из самых своих известных картин - вестерн "Золото Маккенны/Mackenna's Gold" (1969). В 1973 году картина демонстрировалась на внеконкурсном показе VIII Московского международного кинофестиваля. А в июне-августе 1974 года вышла на экраны СССР, заняв четвертое место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате.

В 1976 году на съемках "Сент Айвз/St. Ives", Томпсон познакомился с известным актером Чарльзом Бронсоном, с которым поработает вместе над девятью картинами, включая "Жажду смерти 4/Death Wish 4: The Crackdown" - четвертую часть киносаги о подвигах уличного мстителя Пола Керси. В 1988 году на экраны вышел "Кинджайт: Запретные темы/Kinjite: Forbidden Subjects" последний фильм Томпсона, через 14 лет - 30 августа 2002 года, Томпсон умер от сердечного приступа в своем канадском загородном доме в Британской Колумбии.

Джон Ли Томпсон на протяжении всей своей карьеры чередовал серьезные фильмы с развлекательными работами. Но даже на первый взгляд в несерьезных лентах, он поднимал острые вопросы, которые, по его мнению, требовали тщательного анализа. Его универсальность и не похожесть породила яростную критику в его сторону, но его это мало волновало, он продолжал снимать то, что сам хотел.

Критика отчасти была обусловлена неправильным пониманием Томпсона, как сторонника реализма. В своих ранних работах он поднимал социальные вопросы, его фильмы никогда не были политическими. Вторая мировая война научила его важности взаимной ответственности в обществе и показала наглядный пример последствий предрассудков и нетерпимости. Главными персонажами его работ, часто были те люди, кого зрители считали далеко не положительным героем, как в случае с нацистским ученым в картине "Вернер фон Браун/Wernher von Braun" (1960), ведущего разработку бомбы V-2, которые должна была уничтожить Лондон.
Его фильмы исследуют реакцию людей, сформированную средой. Ли Томпсон показывает миру ситуации, в которых люди сталкиваются с трудным выбором. Признавая существование зла, он показывает людям неправильные действия совершенные по искушению, а не по внутреннему злу. Он наделяет своих героев, возможностью принимать собственные решения в соответствии с их совестью, а не в соответствии с ценностями общества.

Избранная фильмография Дж. Ли Томпсона:

6. The Ambassador / Посол (1984)
5. Happy Birthday to Me / С Днем Рождения меня (1981)
4. The Passage / Переход (1979)
3. The White Buffalo / Белый бизон (1977)
2. St. Ives / Сент Айвз (1976)
1. Eye of the Devil / Глаз Дьявола (1966)

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.