Обзор фильма "Дикие псы"

Обзор фильма "Дикие псы / Cani arrabbiati / Rabid Dogs" (1974)

Rabid_DogsDirector: Mario Bava; Lamberto Bava
Cast: Riccardo Cucciolla; Don Backy; Lea Lander; Maurice Poli; George Eastman; Maria Fabbri

Имя Марио Бавы в основном ассоциируется с джиалло и готическими ужасами, хотя снимал он, как и многие его земляки, все подряд. Вестерны, глупые комедии, псевдоисторические киношки про "кровавую мстю" и "мече-сандальные" эпики про Геркулеса, классические триллеры "под Хичкока", сай-фай-хоррор и даже "pop art fantasy", как иногда обзывают его "Дьяволика / Diabolik". Шире диапазон творчества, наверное, только у Фульчи. В 1974 году культовый итальянец решил освоить новые территории и снял свой самый мрачный и оригинальный фильм, резко выделяющийся на общем фоне его творчества. Но из-за проблем с деньгами и авторскими правами (продюсеры обанкротились в самый разгар работы над фильмом), фактическая премьера состоялась лет на двадцать позже. А жаль, оно могло бы стать одним из лучших творений режиссера еще при жизни.

Лента существует в двух редакциях. Перемонтированная и расширенная называется "Kidnapped", но, судя по описанию Ламберто Бавы и отзывам прогрессивной общественности, она ничем не лучше оригинальной. Все новые сцены доснимались позже сыном режиссера, и служат только для увеличения градуса намеков на финал (который хорош именно своей внезапностью).

Rabid_Dogs_001 Rabid_Dogs_002

По жанру это скорее криминальный триллер и роуд-муви, чем что-то еще. Невеселый и циничный фильм безо всяких хэппи-эндов. "Желтая" тематика не прослеживается, никаких маньяков в черных перчатках и средневековой нечисти нет, герои, как и злодеи – простые современные люди. Точнее, современные бандиты. Возможно, форма напоминает обычную "полициотеску", но содержание несколько отличается. Ассоциации, помимо итальянских криминальных фильмов, возникают стандартные: кино о заложниках, американский нуар про неудавшееся ограбление и "Последний дом слева / The Last House on the Left". Кое-кому из зрителей мерещится еще и Тарантино, с его почти так же названным почти дебютом.

Сюжет основан на рассказе, который будущий режиссер обнаружил в желтом сборнике криминальных новелл. Троих отморозков из банды, совершившей ограбление, преследует полиция. Пытаясь избавиться от карабинеров, бандиты берут в заложники двух женщин; одну тут же убивают, демонстрируя серьезность намерений, вторую тащат с собой. Вскоре им удается остановить мужичка на легковушке, который везет больного сына в больницу. Взяв в заложники и его, они рассчитывают смыться из города на машине бедолаги. Но по дороге много чего происходит; неприятные инциденты, трупы, издевательства над заложниками и прочие, в наше время уже стандартные, вещи.

Rabid_Dogs_003 Rabid_Dogs_004

Хорошо передано эмоциональное напряжение людей, оказавшихся в руках моральных уродов. Пыльная автодорога, выцветшие цвета, жара и духота, замкнутое пространство (машина, в которой 6 человек, с наглухо закрытыми окнами). Шоссе "Бешеных псов" ничем не уступит городу из "Point Blank". Что интересно, того, что считается любимыми фишками режиссера – цветного света и вырвиглазного зума – здесь не заметно. Ощущению ожидания скорой (и нехорошей) развязки могли бы позавидовать постановщики других схожих киношек; немало этому помогают колоритные и действительно неприятные персонажи. Злодея номер раз, наиболее вменяемого из них, "мозг" банды, сыграл Морис Поли, итальянец с запоминающейся внешностью, которого можно видеть, например, в "Пяти куклах для августовской луны / 5 bambole per la luna d'agosto" того же Бавы. Второго урода, по кличке "32", изобразил Луиджи Монтефиори, он же Джордж Истман, наиболее известный как убийца из "Антропофага / Antropophagus" и "Абсурда / Rosso sangue" (и Большой Обезьян из "2019 после падения Нью-Йорка / 2019 - Dopo la caduta di New York", хехе). Третий отморозок тоже кажется знакомым, как и главный герой, в исполнении Рикардо Кучиолы.

Rabid_Dogs_005 Rabid_Dogs_006

Весь фильм на горизонте маячит положенный по канонам финальный "взрыв", когда заложники звереют и расправляются с мучителями/похитителями. Маячит так сильно, что сам фильм успевает поднадоесть. "Взрыв" действительно происходит, но немного не такой, какого ждешь – у меня угадать финальный поворот не вышло, хотя на него намекают буквально с самого начала. Этот твист, наверное, основное достоинство фильма и лучший финал во всем творчестве режиссера (кроме, может, ироничного эпилога из "Black Sabbath"); не будь его, смысла во всем этом "дистарбинге" не было бы. Мелькающая периодически у Бавы идея наказания грешников их же оружием решена отлично, без натяжек, как в "Bay of Blood", и без необходимых додумываний и вечных вопросов, как у Крейвена.

Вообще, почти вся "итальянщина" - вещь на любителя. За исключением отдельных шедевров, джиалло, спагетти-вестерны, местная зомбятина и пост-апокалиптика не всем нравятся. И дело не только в удручающем качестве, вторичности и явной трешевизне многих фильмов. Но иногда "макаронники" создавали вещи, перешагивающие не только географические, но и жанровые пороги. Конечно, "Rabid Dogs" - чисто итальянская работа, ошибиться здесь невозможно, и назвать его "САМЫМ ВЕЛИКИМ ИТАЛЬЯНСКИМ ТРИЛЛЕРОМ" нельзя; но фильм получился, определенно, хороший. Как раз из того процента, что заслуживает ознакомления без скидок на жанр и страну-производителя.
Оценка: 7/10

Rabid_Dogs_007 Rabid_Dogs_008

Автор: underthelettere

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.