Обзор фильма "Каменная лента"

Обзор фильма "Каменная лента / The Stone Tape" (1972)

Stone_TapeDirector: Peter Sasdy
Cast: Michael Bryant; Jane Asher; Iain Cuthbertson; Michael Bates; James Cosmo; Tom Chadbon

Такому странному названию, фильм обязан британскому археологу и парапсихологу Томасу Чарльзу Летбриджу, который в 1961 году рассказал миру о Теории Каменной ленты. Суть этой теории заключается в том, что призраки - это не духи умерших, а просто интерактивные записи, похожие на фильмы. Психические впечатления, выпущенные человеком в момент каких-то трагических событий, могут каким-то образом записаться на неодушевленных предметах (камень, дерево и т.д.), по типу магнитофонной записи, и при определенных условиях, эта запись может быть проиграна заново. Ряд научных деятелей теорию Летбриджа подвергли резкой критики, посчитав её полным бредом, однако культового британского писателя и сценариста Найджела Нила теория Каменной ленты сильно зацепила. В результате появился сценарий под рабочим названием "Прорыв/Breakthrough", позднее переименованный в "Каменную ленту". Изначально по сценарию Нила должны были снять эпизод для сериала "Глубокой ночью/Dead of Night", но в результате всё вылилось в полнометражную картину для BBC. 25 декабря 1972 года перед аудиторией в 2,6 млн. человек состоялась премьера "Каменной ленты", рассказывающая историю о...

Stone_Tape_001 Stone_Tape_002

Компьютерный программист Джилл Грили (Jane Asher) приезжает в уродливый особняк Таскерлэндс Хаус, который был куплен компанией "Райан Электрикс" и переоборудован в научно-исследовательский центр. Прибытие Джилл не задалось с самого начала, когда на парковке возле особняка её маленький автомобиль вместе с ней за рулем, чуть не смял невнимательный водитель на огромном грузовике. Девушка очень волнуется, не только из-за инцидента на парковке, но и из-за того, что она единственная женщина в коллективе, поэтому в столь непосредственной атмосфере чувствует себя неуютно. Руководитель научно-исследовательской бригады Питер Брок (Michael Bryant) осознаёт это в полной мере, и держит Джилл на привилегированном положении, в попытке закрутить с новым сотрудником роман. Любовный интерес в лице Брока отходит на задней план, когда девушка узнает, чем же занимается в старинном особняке "Райан Электрикс", а занимаются они тем, что хотят превзойти японцев и открыть новый носитель информации, аналог магнитной ленты, и без призраков здесь не обойдется...

Stone_Tape_003 Stone_Tape_004

Режиссеру Питеру Сасди удалось создать зрелищный и эмоциональный фильм, жестко атакующий сознание избытком красочных эффектов, которые удачно контрастируют с плохо освещенным фоном, в сочетании с громкими вскриками и прочим шумом. Если нет беспорядочных шумов, вызванных паранормальной активностью в доме, тогда раздаются звуки, созданные с помощью технологий 20 века, а иногда по ушам "бьет" чей-нибудь вопль, в основном за крики отвечает героиня Джейн Эшер. Звуковые эффекты здесь очень важны для создания зловещей атмосферы, но из-за этого, желательно держать ваш палец на кнопке громкости вашего ТВ-пульта. В темноте, при достаточной громкости звука, звуковые эффекты получаются иногда очень пугающими. За звуковые эффекты отвечали Десмонд Бриско, один из основателей студии BBC Radiophonic Workshop, и Тони Миллер. С помощью электронных шумов, резких таинственных вскриков и прочих шумов, сделанных по технологиям 70-х, создают леденящую душу "musique concrète", а в сочетании с проработанным сценарием Нила, звуковая среда получается удушающей.

Stone_Tape_005 Stone_Tape_006

А вот с визуальными эффектами, как ожидалось, здесь не всё так хорошо, ибо созданы они по уже по устаревшим технологиям, например, присутствие сверхъестественного показывают с помощью стробоскопического освещения, цветного дыма и дрожащих теней, зато фильм радует жутковатой тишиной постоянно нагнетающей тревогу.
Актерская игра местами напоминает любительскую, и лучше смотрелась бы в театре, чем на экране, но иногда всё же терпимо и не . Джейн Эшер изображает типичную беспомощную героиню и жертву призраков, которую коллеги-мужчины не понимают и недооценивают, и большую часть времени на экране она кричит, падает, закрывает голову руками или в шоке затыкает уши. Ее игра запоминается, хотя это далеко не шедевр – и впечатление еще усиливается тем, что режиссёр слишком часто использует зум и панорамы, выдавая драматичные крупные планы, которым в современных фильмах ужасов уделяется мало внимания.

Stone_Tape_007 Stone_Tape_008

Не раз приходилось читать такое мнение, что "Каменная лента" вдохновила Стивена Спилберга на создание "Полтергейста/Poltergeist", а Джона Карпентера на "Князя Тьмы/Prince of Darkness", что довольно спорно, так как до 2001 года (или около того) "The Stone Tape" был чрезвычайно редким фильмом. По ТВ фильм показывали всего два раза - в 1972 году и повторно в октябре 1973 года, как Спилберг или Карпентер могли увидеть сей фильм, непонятно, хотя всё равно складывается впечатления, что Джонни Карпентер явно был знаком с этой картиной, к тому же "отец Майкла Майерса" являлся и является большим поклонником писателя Найджела Нила, да и в "Князе Тьмы" всё-таки прослеживаются нотки "Каменной ленты". Как не крути, а небольшой след картина оставила, ей бы бюджет побольше и заменить ТВшную картинку, получился бы отличный фильм.
Оценка: 8-/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.