Обзор фильма "Ящерица в женской коже"

Обзор фильма "Ящерица в женской коже / Lizard in a Woman's Skin / Una lucertola con la pelle di donna" (1971)

Lizard-in-a-Womans-SkinDirector: Lucio Fulci
Cast: Florinda Bolkan; Stanley Baker; Jean Sorel; Silvia Monti; Leo Genn; Anita Strindberg; Alberto de Mendoza

В конце 60-х Лючио Фульчи, за плечами которого были лишь музыкальные фильмы и комедии, обратился к темному жанру, именно там он добился своего первого общепризнанного и значительного успеха на поприще кинематографии. Первым детищем мэтра стала лента "Одна на другой/Una sull'altra", но по-настоящему громко, Фульчи "выстрелил" через год, когда в европейских кинотеатрах вышла джалло Дарио Ардженто "Птица с Хрустальным Оперением/The Bird with the Crystal Plumage", и когорта итальянских киноделов ринулась снимать свои джалло "с шлюхами и блэкджеком". Фульчи не остался в стороне, написав сценарий в соавторстве с Роберто Джанвити, он отправился в свингующую Англию снимать "жёлтый триллер", но в отличие от коллег по цеху, Лючио не стал копировать стиль и приемы Ардженто, а начала экспериментировать, обернув рядовую историю убийства в кошмарный сюрреализм.

Lizard-in-a-Womans-Skin-001 Lizard-in-a-Womans-Skin-002

Кэрол Хэммонд (Florinda Bolkan), дочь известного адвоката и политика, постоянно мучают кошмары, до такой степени, что ей кажется, что она начинает сходить с ума, и в одном из таких кошмаров ей видеться, что она собственноручно убивает свою соседку Джулию Дюрер (Anita Strindberg). Кэрол рассказывает о своих снах своему психиатру, который утверждает, что это всего лишь её страхи, воплощенные в образы. Однако сон с убийством соседки, воплощается в реальность, Джулию Дюрер обнаруживают мертвой, а на месте преступления находят шарф и нож, принадлежащий Кэрол, да к тому же с её отпечатками. Естественно, все подозрения падают на миссис Хэммонд, но, не смотря на огромное количество прямых доказательств, инспектор Корвин (Stanley Baker), ведущий это дело, не верит что убийца Кэрол, девушку явно кто-то подставил...

Lizard-in-a-Womans-Skin-003 Lizard-in-a-Womans-Skin-004

"Ящерица в женской коже" считается одним из сильнейших фильмов Лючио Фульчи, спорное заявление, хотя глупо отрицать, что картина получилось крепко сбитая, с рядом жирных плюсов, но сильнейшей в творчестве мэтра "Ящерицу" точно не назову, ибо много минусов превалирует над плюсами. Данным джалло, старина Лючио продемонстрировал, что если на руках есть хороший сценарий можно сделать годноту, а сценарий фильма - это самая сильная сторона картины. Понравилось, как в сюжете была заложена аллегория конфликта между консерватизмом и либерализмом, видно как Фульчи рисует контркультурное движение 60-х и 70-х годов в негативном свете, приравнивая его к некоему разврату и представляя лесбиянство, как показатель безумия и убийственных тенденций. В этом отношении, Фульчи отличается от большинства своих джалло-коллег, которые демонстрировали поверхностное или неосведомленное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации (Дарио Ардженто в этом плане пошел по иной дороге, изображая гомосексуалистов, как непонятые социальные изгои), видна консервативная точка зрения режиссёра. Фульчи много чего хотел добавить и снять, мыслей у режиссёра было на несколько часов хронометража, но разыгравшуюся фантазию и прочие аллегории, во время остановили продюсеры, которые посчитали что для зрителя многовато сюрра, да и неплохо бы "разжевать" финал, ибо Фульчи не желал "раскладывать всё по полочкам", а хотел завершить картину тем, с чего начал - кошмарным сном.

Lizard-in-a-Womans-Skin-005 Lizard-in-a-Womans-Skin-006

Сновидения главной героини - это ещё один плюс, удивительно-дезориентирующая последовательность кошмаров, полной быстрых сокращений, причудливых образов, замедленного движения и превосходной психоделической музыки от Эннио Морриконе (его единственное сотрудничество с Фульчи), однако расхваливаемые сновидения, можно отнести в разряд минусов. Как? Да всё очень просто. "Ящерица" имеет три разные версии, я посмотрел 103-минутную версию фильма, и могу смело констатировать, что американский 95-минутный вариант является лучшим из трёх доступных, потому что расширенная версия включают ряд ненужных моментов, и всё повествование необоснованно затянуто, в том числе нахваливаемые сцены сновидений героини Болкан, от которых начинаешь уставать. Редко когда такое говорю, но рекомендую "кастрированное" версию, так сокращение или удаление ненужных эпизодов лишь подчеркивает незаурядные визуальные достоинства картины.

Lizard-in-a-Womans-Skin-007 Lizard-in-a-Womans-Skin-008

В достоинства картины также можно записать и выбор место действия – Лондон. Английская столица не редкий гость в джалло, вспомнить, к примеру, "Что они сделали с Соланж?/Cosa avete fatto a Solange?" или "Хвост скорпиона/La coda dello scorpione", действия которых разворачивались на английской земле, вот и здесь неплохо обыграли борьбу между двумя совершенно разными культурами. К тому же лондонские виды, создают не то настроение, проще говоря, джаллового настроения здесь не много, но много детективно/триллерового. Можно конечно ещё упомянуть превосходную операторскую работу, но делать этого не буду, лучше выделю две эпичные сцены в фильме, которые без преувеличения стали визитными карточками картины, одна точно стала. Первая сцена – это преследование главной героини в здании заброшенного театра, которое заканчивается случайным нападением летучих мышей, очень сильно напоминает сцену их культовой классики "Птицы/The Birds", в которой Типпи Хедрен атакована пернатыми созданиями на чердаке. Вторая сцена – эффектная "поездка" по коридорам психиатрической больницы, кульминацией которой является поистине ужасающая сцена вивисекции. Как раз за сцену вивисекции, режиссёра обвинили в жестоком обращении с животными, за что ему даже грозил тюремный срок. Но мастер по специальным эффектам Карло Рамбальди, который делал спецэффекты в этой картине, принёс в здание суда муляжи, которые использовались на съёмках фильма, продемонстрировал их в работе. С Фульчи обвинения сняли, хотя судью демонстрация не убедила, он предполагал, что Рамбальди специально сделал муляжи собак для судебного процесса, чтобы "отмазать" режиссёра. Благо, что решение принимали присяжные, которые оправдали старину Фульчи. А вот за что оправдать Лючио нельзя – это за "жирные" минусы, которые перекрывают все достоинства картины.

Lizard-in-a-Womans-Skin-009 Lizard-in-a-Womans-Skin-010

Главным минусом "Ящерицы" является необоснованно чрезмерное использование объективов с трансфокатором, техника, которая может быть чрезвычайно эффективной при использовании в умеренных количествах, но не в случаи с данным фильмом. Фульчи просто заигрался с "зумом", и данный эффект быстро становится утомительным и угрожает отпугнуть от просмотра большую часть зрителей, особенно те кто выбрал 103 минутную версию фильма. В равной степени раздражает иногда шаткая портативная камера, ставшая предшественником для беспричинного операторского приема "shakycam", который, кажется, проник практически во все фильмы и телешоу за последнее десятилетие. Большинство кинематографистов используют его во время напряженных, быстро движущихся сцен, Лючио Фульчи использует его в самых неподходящих местах, даже во время спокойных разговорных сцен, камеру начинает штормить. Всё это не идёт на пользу медленно раскачивающему сюжету, который как разложившийся зомби медленно ползёт к предсказуемому финалу. Да-да, финал меня ничем не удивил, ибо после "The Bird with the Crystal Plumage" стало понятно, кто стоит за одним (!!!) убийством, да-да, вы не ослышались, в картине всего одно убийство, что для картин подобного жанра сродни приговору, благо в дальнейшем старик "набьет руку" и выдаст несколько действительно сильных фильмов и один, как минимум, шедевр. А "Ящерица" кино с большими задатками, которые спустили в унитаз, когда Фульчи решил сильно заморочиться технически и визуально.
Оценка: 5+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.