Обзор фильма "Дракула" (2012)

Обзор фильма "Дракула / Dracula 3D" (2012)

Director: Dario Argento
Cast: Thomas Kretschmann; Marta Gastini; Asia Argento; Rutger Hauer; Unax Ugalde

"Дракула" Дарио Ардженто вряд ли стал бы заметным фильмом в жанре, даже если бы знаменитый итальянец снимал его в 70-х/80-х. Сверхъестественные хорроры никогда не были его коньком, а если в арджентовском джалло и появлялись ведьмы с экстрасенсами, это явно был не главный элемент картины. Хотя, родись фильм в те времена, когда итальянские ужасы были на подъеме, конечно, он был бы интереснее. А "Дракулу"-2012 иначе как "хосподи што это было..." воспринимать не получается. Чучела в начале как бы намекают, вызывая болезненные ассоциации с версией Джесса Франко. Но у того фильма, сильно постаравшись, все же можно найти пару достоинств.

Маэстро, как и многие его коллеги, сейчас не в лучшей форме. Примерно с середины 90-х он ничем не радовал, но даже слабый "Джалло/Giallo" вызывал больше положительных эмоций, чем его последнее творение. В фильме, который стоило назвать "This Ain’t Dracula – Dario Argento parody" не заметно ни одного из достоинств, которыми могли похвастаться предыдущие экранизации стокеровской классики, от Браунинга с Мурнау до Копполы, как не видно и фишек, изобретенных самим Ардженто. Простой и откровенный слив. Даже не являясь фанатом итальянца, сложно понять, как его так угораздило. Ну не мог человек с сорокалетней карьерой за плечами и хоть с каким-то чувством вкуса на полном серьезе снять такое. Может, это действительно шутка.

Первые полчаса сложно не удивляться: новый "Дракула" выглядит так "круто", что его легко перепутать с ХХХ-пародией или народным творчеством, типа "Terror of Dracula". Начинается фильм как порнуха из 90-х, где в дешевых декорациях, изображающих сеновал, юная крестьянская дева выдающихся достоинств по имени Таня сношается с каким-то молодым человеком. Досношавшись, героиня уходит в ночь, где и становится жертвой спецэффектов, которых не постеснялись бы только в Asylum. Дальше начинается скучная претензия на готические костюмные ужасы, состоящая в основном из бессвязных сцен с неадекватным поведением героев.

Действие стянуто во времени и пространстве; никаких Лондонов, аббатств, последних плаваний "Деметры" и финальных погонь с цыганами и медведями, все происходит в Пассбурге. История в таком варианте проще и прямолинейнее, впрочем, хуже от этого сюжет не становится … так кажется поначалу. Джонатан Харкер (над которым все время летают мухи) прибывает в городок по наводке своей подруги Лизы, чтобы поработать на графа Дракулу, нелюдимого филантропа, немало сделавшего для этих мест. Дальше все как по учебнику юного вампировода: Джонатан остается в замке, граф говорит про "детей ночи" и показывает библиотеку, в полночь к Харкеру в гости приходят Сиськи… ну, и так далее. От текста далеко, но "по мотивам". Проблемы не в сюжете, а в исполнении, впрочем, со временем и сюжет дуреет.

Надо отдать режиссеру должное: пара моментов выглядит вменяемо. Но разглядеть их непросто, это именно моменты на общем клиническом фоне; все остальное вызывает только смех, и готическим очарованием ретро-хоррора здесь не пахнет. Почему граф превращается в… богомола? Что за странный Рэнфилд, что он тут делает? О чем думает Мина, и думает ли вообще? Саундтрек тоже не так плох (а заглавная тема подозрительно знакома), но с происходящим на экране он сочетается не лучшим образом; больше всего раздражают завывания терменвоксоподобной штуковины, которая в первой половине фильма врубается при каждом удобном случае. Как можно в здравом уме до такого додуматься, понять сложно.

Засветившиеся актеры не добавляют фильму обаяния, как, впрочем, ничего и не портят; дело не в них, а в картонности персонажей. Архивампир в исполнении Томаса Кречмана – ни разу не главный герой и теряется на фоне второстепенных. По идее, он должен напоминать о Дракулах семидесятых, о версиях Ланджеллы или Джордана, но в результате не уступает разве что Роксбургу и Форбсу-Робертсону. Не так уж он кошмарно плох, и чисто внешне на роль хорошо подходит, но в глазах не отражаются четыреста лет злодейств, и на харизматичного монстра, с романтической жилкой или без нее, не тянет. С классическими Дракулами и Орлоками не стоит даже пытаться сравнивать.

"Невеста" его Танька (почему-то одна единственная), напротив, вполне удачна, хотя и это особым достоинством не назовешь. Про Мину и Лизу сказать нечего, то есть вообще нечего, как и про Джонатана. Что есть они на экране, что нет (хотя все трое могли быть не только мебелью). Ван Хельсинг в исполнении Рутгера Хауэра (внезапно появляющегося примерно за полчаса до конца) мог быть основным достоинством, но как-то совсем не убедителен. Им всем просто нечего играть в этой мешанине странных сцен и общих мест. Пейзане тоже не особо выделяются, хотя на фоне главных героев смотрятся вполне себе неплохо; один из них – самый гадский гад – веселит тем, что похож на Федора Бондарчука. В конце ему проткнут череп острой железкой, какая прелесть.

Но если серьезно, фильм ужасен. Конечно, это не первый провал маэстро; возможно, я предпочел бы "Дракулу" "Третьей матери/La terza madre" или сегменту "Черной кот" из антологии "Два злобных глаза", но это не оправдание. По соотношению потенциала и результата, это худший "Дракула" всех времен (впрочем, есть еще индийская, турецкая и малазийская версии). Можно выразиться и грубее. Это снял Дарио Ардженто, художник кинорезни и один из отцов жанра, чьи вдохновенные (хоть и не поражавшие интеллектом) творения копировали десятки режиссеров? Это "2012 Cannes Film Festival Official Selection"? Даже дешевых развлечений типа кровищи рекой здесь почти нет. Сплошное разочарование.

Автор: underthelettere

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.