Обзор фильма "Пчёлы"
Обзор фильма "Пчёлы / The Bees (1978)
Director: Alfredo Zacarias
Cast: John Saxon; Angel Tompkins; John Carradine; Claudio Brook; Alicia Encinas; Julio Cesar Imbert
Первым, кто затронул тему пчёл-убийц были британцы в лице культовой студии Амикус, лента под названием "Смертоносные пчелы/The Deadly Bees" вышла 1967 года, коммерческого и зрительского успеха лента не снискала. Провал "The Deadly Bees" на долгие годы отбил желание у киношников прикасаться к теме про медоносных террористов. Но уже в середине 70-х все страхи спали, и на голубых экранах, друг за другом стали появляться жужжащие хорроры. Пробной ласточкой стал ТВ-фильм "Пчелы-убийцы/Killer Bees", но, безусловно, самый известный фильм о пчелах - это "Рой/The Swarm" Ирвина Аллена 1978 года. Сабж фактически должен был превзойти высокобюджетный опус Аллена, но руководство Warner Brothers заплатила создателям фильма значительную сумму денег, чтобы они отложили выпуск "Пчёл" и тем самым предотвратили конкуренцию между ними. Но на деле, Warner Brothers следовало придержать эти деньги, которые могли пойти в зачёт прибыли, так "The Swarm" эпично провалился в прокате, а картина Сакариаса по всем фронтам даже близко не конкурент 20 миллионному хоррору от Warner Brothers.
Первоначально предполагалось, что "Пчёл" будет снимать Джек Хилл, за плечами которого было несколько эксплуатационных хитов, но продюсеры решили выбрать мексиканского режиссёра Альфредо Сакариаса, потому что его услуги банально дешевле. Готовый сценарий Хилла полетел в урну, а новый написал сам Сакариас, вдохновившись баночкой африканского мёда, которую подарил ему сын. Навернув медка, мексиканец выдал идиотскую историю про...
Где-то на территории Бразилии, доктор Миллер (Claudio Brook) вместе со своей женой Сандрой (Angel Tompkins) занимаются выведением новых пород пчёл путем скрещивания местных видов с африканскими пчелами. В результате их селекции - получились смертоносные твари, убивающие всех на своём пути. Однако, эти "летающие убийцы" содержались в специальной закрытой пасеке. Ночью, один из местных жителей вместе со своим сыном с целью поживиться медком проникли в лабораторию Миллера, но залезли не на ту пасеку, случайно освободив из заточения пчёл-убийц. На следующий день, разъяренные фермеры пришли в лаборатории, чтобы покончить с экспериментами Миллера, однако доктор смог остудить пыл недовольных, но последней каплей терпения стал появившийся ночной воришка с мертвым ребенком на руках, обвинивший Миллера в смерти сына, который утонул в реке, спасаясь от роя пчёл. Схватив подручные средства, фермеры стали громить лабораторию, а сам доктор Миллер стал жертвой своих же созданий.
Чудом спасшаяся Сандра Миллер отправляется в Нью-Йорк на встречу с коллегой своего мужа, доктором Джоном Норманом (John Saxon), чтобы совместными усилиями придумать средство, способное остановить пчёл-убийц. Тем временем, пчёлы добрались до побережья США, и первой целью смертоносных насекомых стал ежегодный Парад Роз в Пасадене. Дядя Сандры, доктор Зигмунд Хуммель (John Carradine) знает, как остановить пчелиную угрозу, а ещё доктор уверен, что пчёлы далеко не глупые создания, и у них есть разум, а нападает на людей они не просто так...
"Пчелы" один из десятков хорроров на тему экологии, и данная тема активно эксплуатировалась в фильмах 70-х годов. В куче похожих друг на друга фильмов менялись только представители животного мира, от акул до червей, решившие полакомиться людишками, но неизменным оставался посыл - месть со стороны матушки природы, за плохое обращение с ней. Лента мексиканца Альфредо Сакариаса не отходит от привычной формулы, и в этом её проблема. Повсюду, где только возможно, нападения пчел привязывают к ужасной эксплуатации природы человеком. Продавцы меда мелькают по телевидению с рассказами, как компании-производители мёда собираются импортировать пчел, не заботясь о возможных опасных последствиях. В общем, классический набор штампов для эко-хоррора, с добавлением небольшого процента "оригинальности", в лице коррумпированного сенатора, ворующий деньги, которые пошли бы на обеспечение большей надежности вольеров на пасеке в Бразилии. В результате всего этого, атаки пчел становятся все менее похожими на действия сил природы, и все больше кажутся воплощением человеческого правосудия, особенно когда нападения становятся нелепо индивидуализированными (например, когда они мстят сенатору или портят вентилятор, распыляющий феромоны, способные прогнать их).
"Пчёлы" Альфредо Сакариаса - это ужасный фильм, начиная с его банальных и плохо написанных диалогов и заканчивая совершенно иррациональным сценарием. В безыдейной писанине мексиканца просто нет ничего интересного. Ни увлекательного сюжета, ни интересных персонажей, ни харизматичного антагониста, - ничего, что смогло бы удерживать на себе внимание публики. Этот фильм так плох, что не помогает присутствие великого Джона Кэрредина, нелепо размахивающего своими ужасно больными артритом руками, и говоря с ужасным немецким акцентом. Джон Сэксон, наоборот, изо всех сил старается придать серьезность своей довольно безумной роли. Картина распадается на мелкие плохо связанные между собой куски. При этом большая часть кусков - это парад несусветной глупости. Назовите меня сумасшедшим, но контрабанда пчел-убийц с помощью поясной сумки для денег кажется самым глупым из возможных методов. То, что контрабандист был ужален до смерти, является свидетельством дарвинизма. Норман называет смерть доктора Миллера "трагической случайностью", но можно ли считать несчастным случаем человека, которого разъяренная толпа ударила по голове, а затем бросил на милость пчелам-убийц? В концовке вообще происходит настоящая дикость, когда пчелы врываются на ассамблею ООН, чтобы призвать человечество бережнее относиться к природе.
Что касается главных виновников торжества, а именно самих пчёл, то в фильме это рядовые насекомые, не мутировавшие до огромных размеров, и на экране они выглядят как роящиеся точки, которые в любом другом фильме показались бы просто зернистостью пленки, что придает их нападениям на людей еще более нелепый вид. Жаль, что создатели не сделали пчел хоть немного нестандартными, чтобы они выглядели чуть-чуть эффектней, чем просто точки на экране. Убивает остатки серьезности в фильме, смешное и неуместное музыкальное сопровождение, которое больше подошло бы для комедии, чем для фильма об экологической катастрофе. Хотя какой результат стоило ожидать от мексиканского кинодеятеля Альфредо Сакариаса, который всё свою карьеру проработал над фильмами про похождения Капулины (известный у себя на родине мексиканский комик).
Оценка: 3/10