Обзор фильма "Блакула"

Обзор фильма "Блакула / Blacula (1972)

Director: William Crain
Cast: William Marshall; Vonetta McGee; Thalmus Rasulala; Denise Nicholas; Gordon Pinsent; Charles Macaulay

В начале 70-х годов в Америке пышным цветом расцвело новое направление в эксплуатационном кино – blaxploitation, которое, как видно из названия, было ориентировано на чёрную аудиторию. В основном публику баловали криминальными фильмами или историями о нелегкой жизни негров в гетто, но киномагнат Сэм Аркофф, после кассового успеха ленты "Count Yorga, Vampire" (1970) увидел отличный потенциал для того, чтобы соединить в едино хоррор и blaxploitation. В результате его затея вылилась в картину под названием "Blacula" (слияние двух слов - Black и Dracula), первый фильм ужасов для черных зрителей. Руководить таким важным проектом доверили девятнадцатилетнему дебютанту Уильяму Крэйну, наделив его бюджетом в размере $500,000, готовым сценарием (с ироничным названием "Count Brown Comes to Town") и жестким графиком в три месяца, но Крэйну хватило два с половиной, чтобы полностью закончить съемки. Он бы завершил ещё раньше, если бы исполнитель роли Блакулы - Уильям Маршалл постоянно не правил сценарий, в котором ему не нравился его "простецкий" персонаж. 25 августа 1972 года "Черный Дракула" (так испанцы обозвали фильм у себя на родине) вышел в прокат, и моментально привлек внимание зрителей.

В 1780-м году в замок графа Дракулы (Charles Macaulay) пожаловал черный принц Мамувальде (William Marshall) вместе со своей супругой Лувой (Vonetta McGee). Приехали они из далекой Африки, а именно из племени Ибани, что проживает в дельте реки Нигер. Цель визита - это помощь и сотрудничество со стороны Запада по поводу полного прекращения работорговли. Следовательно, принц ищет покровителя среди коронованных особ Европы. К сожалению, Мамувальде выбрал не того человека, у которого стоит искать поддержку и помощь. Граф Дракула оказывается не только полным ублюдком, который не видит ничего плохого в рабстве, он ещё самый настоящий вампир, но об этом чернокожие гости узнали в самый последний момент. Супругу принца, Дракула оставил умирать в замурованной комнате с гробом мужа, а самого Мамувальде, укусив в шею, обрекает на вечное вампирское существование.
1972 год. Заброшенный замок Дракулы вместе со всем скарбом приобретает гомосексуальная парочка дизайнеров из Лос-Анджелеса. Они полагают, что смогут сделать состояние на продаже мебели и безделушек из имения знаменитого вампира. Прихватив с собой в Америку приобретённый антиквариат, дизайнеры обнаруживают среди покупок - старинный гроб, в котором на протяжении 200 лет покоится черный принц Мамувальде. Любопытства ради, горе-дизайнеры вскрывают гроб, став тем самым первыми жертвами африканского вампира. Криминалист доктор Гордон Томас (Thalmus Rasulala), по просьбе своей невесты Мишель (Denise Nicholas), чьим другом детства был один из погибших дизайнеров, должен разобраться с этим загадочным делом, в котором главный вопрос - кто или что полностью обескровил тела дизайнеров. Тем временем, число жертв голодного кровососа поползло вверх, а скептически настроенный Томас, вскоре сам уверовал в существование вампиров...

Перед нами еще один вариант страшной истории Брэма Стокера про графа Дракулу, события которого перенесли в наше время. В этом плане создатели не соригинальничали, в свое время фирмачи из британской студии Хаммер, переносили Дракулу в современный мир, а именно в хиппующий Лондон ("Дракула 1972/Dracula A.D. 1972"), а создатели "Blacula" закинули кровопийцу в черное гетто.
Фильм получился довольно-таки заурядный и практически ничем непримечательный. Но обо всем по порядку. Прежде всего хочется отметить, что история о прародителе вампиров очень широко распространена, и кинематограф насчитывает множество вариаций на эту тему! Поэтому для успеха фильма режиссеру нужно было подойти к поставленной задаче с новой, возможно даже какой-то неординарной стороны, и дебютант Уильям Крэйн совместно с парочкой таких же дебютантов-сценаристов, подошёл к этому вопросу оригинально. Итак, встречайте первого в истории кинематографа "черного Дракулу", названного, благодаря игре слов – Блакулой, пьющий кровь своих жертв не под готические нотки, а под самый настоящий фанк 😉 Конечно, в картине нашлось место и настоящему графу Дракуле, по старой доброй традиции проживающий в своем Трансильванском замке, и благодаря которому, на свет появился африканский кровосос, но ему уделено всего десять вступительных минут, и на первый план выходит, другой герой, предназначающийся для афроамериканской публики. Изначально, Блакула (в девичестве принц Мамувальде) был благородным и честным человеком, и он остался таким же благородном и честным даже после обращения его в вампира, но жажда крови превращает его в опасного и беспощадного хищника. К тому же Блакула знает, что он опасен, но он не в силах ничего с этим поделать, в конце концов, биологический императив берёт над ним вверх. Блакула в отличие от именитого графа, получился довольно грустным персонажем, которому хочется сопереживать и сочувствовать, однако есть один существенный минус в Блакуле - почему во время превращения в вампира у него, как у мистера Хайда, отрастают уморительные баки и густые брежневские брови? Мне думается таким вот перевоплощением создатели хотели напугать зрителя, но единственное, что им удалось, так это рассмешить публику, ибо без смеха на эту жутко уморительную вампирскую морду не взглянешь. Несмотря на забавный грим, актер Уильям Маршалл держался молодцом, и прекрасно отыграл свою партию. Не менее замечателен антагонист Блакулы, только в этом фильме его зовут не Ван Хельсинг, а просто - доктор Гордон Томас в исполнении жанрового актера Талмуса Расулала, который не испугался нечисти, вооружившись распятием и осиновым колом ринулся истреблять кровососущих монстров.

Персонаж Блакулы – это единственное светлое пятно во всем фильме. Режиссёр не боится показывать Мамувальде как сложного персонажа. Он одновременно жертва и хищник, вызывающий сочувствие, но и страх. Его любовь к Тине - это не просто романтическая линия, а попытка вернуть утраченное прошлое, что делает его трагической фигурой. Этот дуализм выделяет "Блакулу" среди других exploitation-фильмов, где персонажи часто бывают более одномерными. Интересный, оригинальный и полностью проработанный герой, а вот во всём остальном в картине полная беда. Больше всего расстраивает то, что картина смотрится не увлекательно. Если ее начало и конец еще способны разбудить зрительское внимание, то срединная часть настолько вяло протекает, что хочется заняться чем угодно, лишь бы не смотреть на то, что творится на экране. А на экране - постоянные диалоги, концертные номера соул группы "The Hues Corporation" и вялые попытки некоторых героев разобраться, кто же убил двух гомо-дизайнеров, скучно, очень скучно. Ещё один недостаток заключается в том, что картина имеет рейтинг PG, а это значит, вы не увидите обнажёнки, и насилие остается за кадром. В общем, все прелести эксплуатационного кино напрочь отсутствуют. Но самое обидное, что эта лента практически лишена какой-либо по-хорошему ужасняцкой атмосферы, хотя один атмосферный эпизод всё-таки есть, а именно - slow Motion сцена пробега новообращенной вампирши к безрукому доктору. Смотрится сцена жутковата, но всего ОДНА сцена на весь хронометраж - это преступление.

А вот одной из сильных сторон фильма является его подтекст. Мамувальде - не просто вампир, он жертва колониализма и расизма. Его обращение в вампира Дракулой можно интерпретировать как аллегорию порабощения африканских народов европейцами. Дракула здесь - воплощение белого угнетателя, который лишает Мамувальде свободы, человечности и даже права на смерть. В современном Лос-Анджелесе Мамувальде продолжает бороться с последствиями этого проклятья, что перекликается с борьбой афроамериканцев за идентичность и справедливость в условиях расового неравенства.

Задумка в фильме оригинальная, но по части реализации, картина получилась безумно проходной, однако с этим были не согласны зрители. Выйдя в прокат, лента сорвала неплохой куш, став одним из самых кассовых фильмов 1972 года, и даже удостоилась "Золотого свитка" на самой первой "Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов" АКА "Сатурн", так что сиквел не заставил себя ждать, выйдя аккурат через год, окончательно загубив зарождающуюся франшизу про черного Дракулу.
Оценка: 5/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.