Обзор фильма "Баллада о Там Лине"

Обзор фильма "Баллада о Там Лине / The Ballad of Tam Lin / The Devil’s Widow" (1970)

Director: Roddy McDowall
Cast: Ava Gardner; Ian McShane; Stephanie Beacham; Madeline Smith; Bruce Robinson

Фильм "The Ballad of Tam Lin" (1970), также известный под названием "Tam Lin", - это редкий и необычный фильм, который к тому же был режиссёрским дебютом известного актёра Родди МакДауэлла. Сюжет фильма основан на старой шотландской балладе "Tam Lin", рассказывающая о молодом человеке, попавшем под чары сверхъестественной силы, и его возлюбленной, стремящейся его спасти. В адаптации Родди Макдауэлла действие баллады перенесено в современность конца 1960-х годов. Ава Гарднер играет Микаэлу Казаре - богатую, властную и загадочную женщину, которая окружает себя молодыми людьми, используя свое состояние и, возможно, колдовские способности, чтобы удерживать их под контролем. Один из таких молодых людей - Том Линн (Ian McShane), который становится объектом её одержимости. Однако его сердце и чувства покорила Джанет (Stephanie Beacham), привлекательная дочь местного викария. Когда Том решает вырваться из-под влияния Микаэлы, она обрушивает на него свой гнев, отправляя своих приспешников в погоню за ним. Финал картины превращается в напряженное и сюрреалистичное испытание, где любовь Джанет становится единственным шансом на спасение Тома.

Сценарий, написанный Уильямом Спайэром, сохраняет дух оригинальной баллады, но адаптирует его к эпохе "свингующих 60-х", добавляя элементы контркультуры, хиппи-атмосферы и психоделических мотивов. Это делает фильм не только пересказом старой легенды, но и отражением социальных настроений того времени. Для Родди МакДауэлла "The Ballad of Tam Lin" стал единственным режиссерским опытом, и это ощущается в его подходе - с одной стороны, чувствуется неуверенность дебютанта, с другой - искренняя страсть к проекту. МакДауэлла даже отказался от съемок в сиквеле "Под планетой обезьян/Beneath the Planet of the Apes", где ему сулили хороший гонорар за возвращение к роли Корнелиуса, ради проекта всей жизни. Фильм был своего рода "любовным письмом" к актрисе Аве Гарднер, с которой МакДауэлл дружил многие годы. Это заметно в том, как камера задерживается на ее лице, подчеркивая ее харизму и властное обаяние даже в зрелом возрасте. Ава Гарднер в роли Микаэлы - настоящая звезда фильма. Её героиня - это смесь роковой женщины и ведьмы, чья сила кроется не только в магии, но и в ее способности манипулировать окружающими. Гарднер, уже не юная на момент съемок, все еще излучает магнетизм, который делает её персонажа одновременно притягательным и пугающим. Несмотря на то, что актриса нередко появлялась на съемочной площадке подвыпившей, это не помешало ей создать запоминающийся образ.

Уильям Спайэр хорошо поработал с первоисточником, добавив в картину важные (по сей день актуальные) и острые темы. "Баллада о Там Лине" исследует тему власти, любви и свободы. Микаэла символизирует старый мир - богатство, контроль и страх старения, тогда как Том и Джанет представляют молодость, искренность и стремление к независимости. Противостояние между ними можно интерпретировать как борьбу поколений или как метафору освобождения от токсичных уз. Сверхъестественные элементы, особенно в финале, где Том сталкивается с галлюцинациями и преследованием, усиливают ощущение внутреннего конфликта и испытания, через которое он должен пройти, чтобы обрести свободу. Фильм также отражает конец эпохи "любви и мира". Снятый в 1969 году, он вышел в 1972-м, когда хиппи-движение уже начало угасать после таких событий, как массовая резня, устроенная семьёй Чарльза Мэнсона. Эта меланхолия чувствуется в картине - беззаботность молодежи оказывается иллюзорной, а власть Микаэлы становится темной изнанкой свободы.

С визуальной стороны, фильм просто услада для глаз. Операторская работа Билли Уильямса (будущего обладателя "Оскара" за "Ганди/Gandhi") передает красоту шотландских пейзажей, где снималась картина, включая величественный особняк Траквер Хаус, когда-то принадлежащий королю Шотландии. Сцены с молодыми людьми, играющими в фрисби, музицирующими и предающимися беззаботным развлечениям, контрастируют с мрачной кульминацией, где психоделические образы и монтаж создают ощущение кошмара наяву. Музыкальное сопровождение от культовой фолк-рок-группы Pentangle добавляет фильму аутентичности и усиливает его мистическую ауру.

Однако режиссура не лишена недостатков. Попытка совместить древнюю легенду с современностью иногда кажется натянутой. Например, сцены с молодежью в модной одежде 60-х контрастируют с мрачной мифологией, и это выглядит, мягко говоря, неестественно. Неровный темп повествования. Первая половина фильма – это медленная и слишком сильно затянутая часть, и чтобы досидеть до финала, надо очень постараться не заснуть. Макдауэллу не хватило опыта, чтобы полностью реализовать свой замысел. Фильм получился медлителен там, где мог бы быть динамичным, и сдержан там, где мог бы быть более откровенным. К тому же "Баллада" не вполне соответствует ожиданиям от классического фолк-хоррора вроде "Плетеного человека/The Wicker Man". Его ужасы скорее психологические, чем откровенно пугающие, а сверхъестественное проявляется ненавязчиво. Однако именно эта неоднозначность и делает его особенным - это не просто жанровое кино, а эксперимент, балансирующий между драмой, мистикой и социальной сатирой.

После завершения съемок "The Ballad of Tam Lin", создатели столкнулись с проблемами, включая банкротство компании Commonwealth United, ответственная за производство фильма. Из-за разногласий между продюсерами фильм был выпущен ограниченным тиражом в Великобритании, а затем перемонтирован и переименован для американского проката как "Вдова Дьявола/The Devil’s Widow", к тому же ушлые продюсеры пытались "продать" ленту американскому зрителю под соусом хоррора, хотя это даже неблизко фильм ужасов. Таким обманным маркетингом, конечно и речи быть не может о прибыли. Оригинальная версия МакДауэлла долгое время оставалась недоступной, что только усилило его репутацию "потерянного сокровища". Лишь в последние годы, картина получила вторую жизнь на Blu-ray, что позволило зрителям оценить ее в полной мере.

Как итог: "Баллада о Там Лине" - это несовершенный, но завораживающий фильм, который оставляет после себя больше вопросов, чем ответов. В картине действительно есть магия, магия в актерской игре, в атмосфере, в том, как переосмысливают древнюю легенду через призму своего времени.
Оценка: 7+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.