Обзор фильма "Динамит Джексон"
Обзор фильма "Динамит Джексон / TNT Jackson" (1974)
Director: Cirio H. Santiago
Cast: Jeannie Bell; Stan Shaw; Pat Anderson; Ken Metcalfe; Chiquito
Кто бы что ни говорил, но 70-е были самой чудесной эпохой в кинематографе. Эпоха, когда афро-причёски были выше небоскрёбов, фанк звучал громче полицейских сирен, а фильмы снимались за три копейки и пару бутербродов! Добро пожаловать в мир блэксплойтейшн, где сценарии писались на коленке, а герои были такими крутыми, что могли вырубить злодея одним взглядом. И вот, посреди этого кинематографического карнавала, словно взрыв динамита в посудной лавке, появляется фильм "TNT Jackson" от легендарного продюсера Роджера Кормана и не менее легендарного режиссёра Сирио Сантьяго.
После оглушительного успеха "Клеопатры Джонс/Cleopatra Jones" с Тамарой Добсон и "Фокси Браун/Foxy Brown" с Пэм Гриер, Роджер Корман захотел свою собственную чернокожую героиню. Он обратился к своей давней соратнице Фрэнсис Доэл, и они вдвоём придумали имя для героини и накатали первые наброски будущей картины. Написать полноценный сценарий Корман поручил Дику Миллеру. То, что произошло дальше, едва не положило конец их 20-летней дружбы. Обсуждение будущего фильма быстро переросло в перебранку. Сценарий Миллера не устроил Роджера Кормана, которому не понравилось много диалогов и большинство сюжетных решений, ему нужно больше экшена и эксплуатационных элементов, таких как обнажёнка. Это типичный ход Кормана, который стремился максимизировать коммерческий успех за счёт этих самых эксплуатационных элементов. Миллер покинул проект, а его сценарий переделал актёр Кен Меткаф. Так появилась 70-минутная идиотская история про...
Диана "TNT" Джексон (Jeannie Bell) - решительная и мастерски владеющая боевыми искусствами девушка, которая приезжает в Гонконг, чтобы найти своего пропавшего брата. По прибытии она оказывается втянута в опасный мир криминального подполья, где сталкивается с наркоторговцами и безжалостными бандитами. Обнаружив, что ее брат стал жертвой местной мафии, Диана, заручившись поддержкой мастером-карате Джо (Chiquito), берёт правосудие в свои руки. С помощью своего умения в единоборствах и дерзкого характера она прокладывает путь через врагов, раскрывая сеть преступных интриг. В финале Диана сталкивается с главарем банды в эпичной схватке, чтобы отомстить за брата и восстановить справедливость...
Может оно и к лучшему, что старина Миллер свалил из проекта, ибо "TNT Jackson" это не тот фильм, которым стоит гордиться. Хотя лента и заработала со временем некий околокультовый статус, смотреть сей опус физически больно. Фильм снят с минимальными финансовыми ресурсами, что сказывается на всех аспектах производства: Декорации и локации выглядят дёшево и однообразно. Гонконг? Ну, почти - Филиппины притворились им так убедительно, что никто не заметил разницы, кроме пары местных кур на заднем плане. Камера зачастую статична, а ракурсы однообразны. Освещение в некоторых сценах, особенно в ночных эпизодах, оставляет желать лучшего - детали теряются в темноте, что делает происходящее менее зрелищным. Например, знаменитая сцена боя в темноте (где логика ушла на перекур) выглядит скорее абсурдной из-за плохого света, чем эффектной. Именно из-за своей абсурдности и откровенности эта сцена стала культовый. Отсылку на эту сцену можно найти у Квентина Тарантино в фильме "Джеки Браун/Jackie Brown". Но одной сценой не затащишь весь фильм. Вот старина Сирио и не затащил.
Филиппинский король би-мувис, явно вдохновлённый продюсерским гением Роджера Кормана, решил: зачем тратить миллионы, если можно снять боевик с бюджетом, как у школьного спектакля? В "TNT Jackson" плохо практически всё. Взрывы, падения и другие экшен-элементы выполнены примитивно. Удары в боевых сценах часто выглядят ненатурально, а хореография страдает от недостатка репетиций. Видно, что дублёры или постановщики боёв работали в спешке, из-за чего некоторые моменты вызывают невольную улыбку. Боевые сцены, а это ключевая часть фильма, исполнены ужасны. Такое ощущение, что бои снимали с первого дубля, потому что второй никто не потянул. Удары и блоки часто выглядят постановочными, а движения актёров - замедленными. Противники Дианы иногда "ждут" её удара. Снято всё без "угара", а ведь филиппинский мэтр может лучше, по крайней мере его постапокалиптические фильмы (не все) и картины про вьетнамскую войну (тоже не все), хотя бы смотрятся с интересом.
Главную роль исполнила Дженни Белл, бывшая модель Playboy, которая согласилась на роль ради шанса надеть самые яркие костюмы 70-х и врезать парочке экранных бандитов. Она не была профессиональной актрисой и имела ограниченные навыки в боевых искусствах, из-за чего в боевых сценах часто использовался дублёр. Интересно, что Корман изначально рассматривал на роль Мишель Николс (известную по "Звёздному пути/Star Trek"), но она была занята, и Белл согласилась сниматься, хотя не стремилась к звёздной карьере, оно и видно, абсолютно деревяная мадам. Некоторые критики/зрители сравнивали Белл с Пэм Гриер, однако Белл не обладала той же харизмой и экранной мощью, что Гриер. Очень глупое сравнение.
История о мести за брата не предлагает ничего нового даже для жанра блэксплойтейшн. Все сюжетные повороты предсказуемы: героиня приезжает, находит врагов, сражается, побеждает. Но данный сюжет так понравился режиссёру Сирио Сантьяго, что он повторно использовал его в своём фильме 1981 года "Firecracker", где также фигурировала женщина-каратистка, мстящая за родственника.
Единственный плюс в том, что фильм не успевает наскучить и пролетает незаметно, в отличии от следующего фильма Сантьяго "Модели с обложки/Cover Girl Models", который смотрелся куда тяжелее, ибо в нём вообще практически нет экшена.
Оценка: 2-/10 рекомендуется лишь поклонникам Тарантино, чтобы самолично узнать откуда Квентин черпал вдохновения для одной сцены в "Джеки Браун". Поклонники Сантьяго и blaxploitation – проходите мимо, это не тот фильм, на который стоит тратить время.