Обзор фильма "Шрамы Дракулы"
Обзор фильма "Шрамы Дракулы / Scars of Dracula" (1970)
Director: Roy Ward Baker
Cast: Christopher Lee; Jenny Hanley; Dennis Waterman; Patrick Troughton; Michael Ripper
К началу 70-х годов главный поставщик хоррора на мировые рынки - студия Хаммер начала ощущать нехватку не только свежих идей, но и денег. Боссы студии пытались отреагировать на новую реальность, привлекая свежих сценаристов и режиссеров, тестируя новых персонажей, омолаживая свои нафталиновые фильмы о вампирах и Франкенштейне и используя новые подходы к знакомому материалу. Однако это только оттягивало скорую кончину. Ещё и "мозг" компании Энтони Хиндс покинул студию выйдя из совета директоров. Но перед уходом Хиндс успел написать сценарий очередного фильма про Дракулу.
В прокате ещё не успел остыть "Вкус крови Дракулы/Taste the Blood of Dracula", как хаммеровцы кинули в разработку пятый фильм вампирской франшизы, основанный на сценарии Хиндса. Проблема была лишь в том, что американский партнер в лице Warner Bros. отказался его финансировать и распространять. Деньги дала британская киногруппа EMI, и этих денег было катастрофически мало, и нехватка финансирования видно в самой картине. Нанятый режиссёр Рой Уорд Бейкер понимал, что с таким скудным бюджетом особо не развернёшься, да и сценарий ушедшего Хиндса не давал публики ничего нового, тогда режиссёр решил упор сделать на графическое насилие. По его задумке зритель ожидал старую-добрую пуританскую готику, но вместе этого получает кровавый шок. Неудивительно что "Шрамы Дракулы" стал первым фильмом в линейки, получивший рейтинг R.
Действие начинается в небольшой деревушке в Трансильвании, где местные жители живут в постоянном страхе перед замком графа Дракулы (Christopher Lee). После очередной трагедии, вызванной нападением вампира на местную девушку, крестьяне, вооружённые вилами и факелами, решают раз и навсегда покончить с проклятием. Они поджигают замок Дракулы, надеясь уничтожить его. Однако их усилия оказываются напрасными. Дракула, словно птица Феникс, восстаёт из пепла, и его гнев обрушивается на деревню. Жестокая расправа над семьями крестьян подтверждает, что зло не так легко победить.
Тем временем в центре повествования появляется Пол Карлсон (Christopher Matthews), обаятельный, но беспечный молодой человек, известный своими любовными похождениями. После очередной романтической авантюры Пол вынужден бежать из города, чтобы избежать гнева разгневанного отца своей возлюбленной. По стечению обстоятельств он оказывается в окрестностях замка Дракулы. Уставший и потерянный, Пол ищет убежище и попадает в мрачный замок, не подозревая, что это обитель древнего вампира.
Саймон (Dennis Waterman), брат Пола, и его невеста Сара (Jenny Hanley), обеспокоенные исчезновением Пола, отправляются на его поиски. Их путь приводит в ту же деревню, где местные жители, напуганные недавними событиями, отказываются говорить о замке или помогать чужакам. Лишь священник (Michael Gwynn), который знает о проклятии Дракулы, решает поддержать Саймона и Сару, понимая, что их ждёт смертельная опасность...
Сюжет не блещет оригинальностью, опираясь на проверенные клише: проклятая местность, таинственный замок, жертвы и неизбежное противостояние злу. Однако фильм пытается выделиться более мрачной тональностью. Сцены с жестокостью Дракулы - например, эпизод с раскалённым клинком или убийство неверной невесты с дальнейшем расчленением тела - добавляют жестоких ноток, что для серии в 1970 году было смелым шагом. Увы, эти элементы кажутся скорее нарочитыми, чем органично вплетёнными в образ графа, и не всегда работают на атмосферу. К тому же, сценарий страдает от рыхлости: второстепенные линии, вроде истории деревенских жителей, обрываются без развития, а мотивация героев порой вызывает вопросы. Почему Пол так беспечно игнорирует предупреждения? Зачем Дракула оставляет явные следы? Ответов нет, и это подрывает целостность повествования. Так же, фильм нарушает преемственность серии: если в предыдущей части, "Вкус крови Дракулы", граф погиб в заброшенной церкви под Лондоном, то здесь он каким-то образом оказывается в своём замке в Трансильвании безо всяких объяснений. Это, вероятно, связано с тем, что изначально фильм задумывался как возможный перезапуск серии, если бы Кристофер Ли отказался от роли. Хвала всем богам, что он не отказался. Крис Ли в роли Дракулы остаётся главным магнитом фильма. Его величественная осанка, пронзительный взгляд и глубокий голос создают образ, который невозможно забыть. Ли умудряется придать графу ауру одновременно утончённой и пугающей, даже если сценарий ограничивает его экранное время. В "Шрамах" он появляется реже, чем хотелось бы, но каждая сцена с ним - это момент чистого наслаждения для поклонников актёра. Жаль, что персонаж не получает новых граней: Дракула здесь - скорее символ зла, чем сложная фигура. Сам актёр остался недоволен фильмом, ему не нравился грим и жутко бесили резиновые летучие мыши с электроприводами, которые и 50 лет назад выглядели нелепо. Несмотря на недовольство, Ли, как и подобает настоящему профессионалу, отыграл свою партию на отлично.
Остальной актёрский ансамбль справляется добротно, но без искры. Дженни Хэнли как Сара мила и убедительна в роли невинной героини, но её персонаж остаётся в тени шаблона "дамы в беде". Более интересен Патрик Тротон в роли слуги вампира Клова - его внутренний конфликт и зловещая преданность Дракуле могли бы стать центром интересной сюжетной линии, но сценарий не даёт этой линии раскрыться.
Зато хорошо раскрыта готическая эстетика, то, чем студия Хаммер всегда славилась, и "Шрамы Дракулы" не исключение. Замок графа, окутанный тенями, с массивными лестницами и кроваво-красными акцентами, создаёт идеальную сцену для хоррора. Деревенские пейзажи, пропитанные туманом и безнадёжностью, усиливают атмосферу. Однако бюджетные ограничения дают о себе знать. Спецэффекты, такие как резиновые летучие мыши или процесс воскрешения Дракулы, выглядят откровенно устаревшими даже для 1970 года. Скудный бюджет сказался и на оформлении, так что получаем ужасные миниатюры и плохие декорации. Отчетливо виден "картонный" замок Дракулы. Когда жители деревни покидают замок после его поджога, их тени можно увидеть на "небе", видно, что это нарисованный фон. А такие вещи, как регулярно трясущиеся стены декораций или чехарда со временем суток – по сюжету на улице ночь, однако солнечный свет постоянно виден в кадре. Эти моменты невольно ломают погружение, вызывая скорее улыбку, а ведь ни такой реакции зрителей планировали создатели.
Не пошла на пользу картине, попытка создателей усидеть на двух стульях. "Шрамы Дракулы" появились в эпоху, когда студия Хаммер пыталась адаптироваться к меняющимся вкусам аудитории. Конец 1960-х и начало 1970-х требовали от хорроров большей откровенности и напора, и фильм явно стремится соответствовать. Увеличение жестокости и лёгкие намёки на эротизм (в рамках цензуры того времени) - это попытка привлечь новую аудиторию. Но в этом кроется и слабость. Фильм балансирует между хаммеровскими традициями и новыми веяниями, не решаясь полностью ни на одно, ни на другое. В итоге "Шрамы Дракулы" оказываются в промежуточной зоне: слишком классические для новаторов и слишком экспериментальные для консерваторов.
В Англии картина вышла вместе с "Ужасом Франкенштейна/The Horror of Frankenstein" double feature, или говоря по-русски, двойным сеансом и показала себя относительно хорошо в лондонском прокате, собрав в общей сложности 55385 фунтов только в столице. American Continental Films приобрела права на показ в США на выгодных условиях, но ей не хватило дистрибьюторского влияния и связей, чтобы сделать фильм хитом на американских экранах. "Шрамы Дракулы" - это не провал, но и не триумф. Фильм радует поклонников Хаммер своей готической атмосферой, харизмой Кристофера Ли и отдельными мрачными находками. Однако слабый сценарий, устаревшие эффекты и недостаток новизны не дают ему подняться до уровня лучших работ студии.
Оценка: 5/10