Обзор фильма "Помощник Сатаны"
В преддверии Хэллоуина, публикуем обзор на тематический фильм "Помощник Сатаны / Satan's Little Helper" (2004)
Director: Jeff Lieberman
Cast: Katheryn Winnick; Amanda Plummer; Alexander Brickel; Stephen Graham
Когда речь заходит о фильмах на Хэллоуин, ни один не сравнится с классикой 1978 года "Хэллоуин/Halloween", настолько значимой, что его сиквел, вышедший спустя сорок лет, всё ещё "взрывает" бокс-офис. Но для тех, кто хочет разнообразия, есть и другие фильмы, посвящённые этому жуткому празднику: классика "Ночь демонов/Night of the Demons", антология "Город монстров/Tales of Halloween", современный хоррор от Дель Торо "Страшные истории для рассказа в темноте/Scary Stories to Tell in the Dark" и даже телевизионный фильм для семейного просмотра "В полночный час/The Midnight Hour". И это, не считая тройки фильмов с похожими названиями "Trick 'r Treat". А для тех, кто любит совсем уж редкие находки, есть "Помощник Сатаны". Картина ознаменовала возвращение в режиссёрское кресло Джеффа Либермана. Трудно поверить, что после культового слэшера "Перед самым рассветом/Just Before Dawn" он не снимал жанровых фильмов более двух десятилетий, но его новый "Помощник Сатаны" совсем не похож на работу человека с 30-летним опытом в киноиндустрии, и я имею в виду это в хорошем смысле. Фильм воспринимается как творение молодого бунтаря, стремящегося продемонстрировать свою дерзкую, антиполиткорректную жилку. В результате получился первый за долгое время фильм, который кажется созданным специально для полуночных показов, без той наигранности, которая портит многие так называемые "культовые фильмы". То, что "Помощник" дебютирует на престижном кинофестивале Tribeca в Нью-Йорке, кажется частью этой мрачной шутки.
Действие фильма разворачивается в канун Хэллоуина на небольшом острове Белл-Айленд. Мальчик по имени Даги (Alexander Brickel) одержим видеоиграми, в частности одной под названием "Маленький помощник Сатаны". В этой игре игрок выступает в роли помощника Князя Тьмы, совершая кровавые злодеяния. Даги, наивный и впечатлительный мальчик, мечтает воплотить свою игровую фантазию в реальной жизни, нарядившись в костюм помощника Сатаны для традиционного хэллоуинского обхода домов. Его планы рушатся, когда старшая сестра Дженна (Katheryn Winnick) приезжает домой из колледжа вместе со своим новым бойфрендом Алексом (Stephen Graham), вызывая у Даги приступы ревности.
В расстроенных чувствах Даги убегает из дома и встречает загадочного человека в маске дьявола, которого принимает за самого настоящего Сатану. Этот молчаливый маньяк, чья личность и мотивы остаются нераскрытыми, начинает совершать серию жестоких убийств, а Даги, думая, что это часть хэллоуинской игры, с энтузиазмом помогает ему. По мере того, как хаос нарастает, а трупы множатся, зритель наблюдает за тем, как невинность ребенка сталкивается с настоящим злом, а праздничная атмосфера Хэллоуина превращается в кошмар.
Снятый в 2004 году, "Помощник Сатаны" – последний фильм сценариста и режиссёра Джеффа Либермана, известного по таким хитам, как "Черви/Squirm" и вышеупомянутый "Перед самым рассветом". Либерман, хоть и известный дядька, но не очень плодовитый. За всю карьеру на его счету всего несколько картин, а после посредственного и раскритикованного научно-фантастического фильма 1988 года "Удаленный контроль/Remote Control" режиссёр пропал на долгие 16 лет. Некоторые зрители думали, что он даже умер, но Джефф всего лишь трудился на ТВ, снимал документалки для кабельного, и писал сценарии. Затворничество Либермана закончилось, когда его пригласили на конвент фильмов ужасов в Ванкувере под названием Cine Muerte, где показывали его работы. На конвенте присутствовал Карл Тостивин, страстный поклонник жанра и владелец знаменитого сиэтлского магазина Scarecrow Video, он так же являлся руководителем Microsoft. Услышав на сцене конвента, что Джефф Либерман всё ещё хочет поработать в жанре, Тостивини моментально раскошелился на новый фильм режиссёра.
Либерман всегда славился как мастер фильмов категории Б, но "Помощник Сатаны" особенно низкобюджетный. С его намеренно дешёвыми костюмами (это же фильм про Хэллоуин!) и типичным пригородным антуражем, самым большим расходом, вероятно, были гонорары Аманды Пламмер и Кэтрин Уинник. Хотя Уинник, будучи тогда ещё начинающей актрисой, вряд ли сильно ударила по бюджету. Из-за этого фильм имеет почти студенческую атмосферу, но этот стиль идеально подходит его контексту. Сюжет фильма построен на контрасте между детской наивностью и жестокой реальностью. Либерман умело использует Хэллоуин как фон, усиливая ощущение, что в эту ночь границы между игрой и реальностью стираются. История не стремится к глубокому психологизму, но поднимает вопросы о влиянии медиа на детей, о природе зла и о том, как невинность может стать невольным соучастником ужасов. К счастью, Либерман не использует свой сюжет для критики пагубного влияния жестоких медиа на детей - в конце концов, он сам снимает кровавое развлечение. Вместо этого он представляет Хэллоуин как ночь, когда празднование тёмных импульсов может перерасти в настоящий ужас, а "Человек-Сатана" (как его называют в титрах) становится ещё более явным воплощением бугимена, чем Майкл Майерс из "Хэллоуина". Здесь нет пролога о побеге из психушки или персонажа в стиле Дональда Плезенса, разъясняющего природу зла; Человек-Сатана просто появляется, и мы видим его одновременно с Даги, когда он тащит тело из дома. Кажется, будто он - олицетворение самого духа Хэллоуина, жуткий участник праздника, для которого шутка заключается в том, чтобы подлить в пунш на вечеринке средство для прочистки труб. Есть намёк, что погружение Даги в игру и его неприязнь к Алексу каким-то образом вызвали этого монстра к жизни.
Лента Либермана отлично передаёт дух Хэллоуина. Район полон детей в костюмах, собирающих конфеты, дома украшены до предела, а магазины пестрят жуткими витринами. Даги задирают хулиганы, которые разъезжают на велосипедах BMX в поисках угощений. Есть даже вечеринка для взрослых, где гости надевают более откровенные костюмы и пьют пунш с алкоголем. Осенняя атмосфера Хэллоуина витает в воздухе, охватывая и детей, и взрослых. Праздник также добавляет фильму определённую долю кэмпа, которую Либерман использует с полной отдачей. В одной из сцен Сатана оформляет свою жертву как хэллоуинское украшение, а местные жители просят его позировать для фото рядом с "декорацией", и он с радостью соглашается. В другой сцене Даги и Сатана катят тележку через парковку, и Даги спрашивает: "Сколько очков за беременную женщину? А за старика?" - имея в виду, сколько бы баллов они получили за убийства в его видеоигре. Либерман создал "Помощника Сатаны" с лёгкой иронией, наполнив фильм чёрным юмором.
Но это не значит, что фильм подходит для детей. Человек (или демон) в костюме Сатаны - садист и маньяк, а его убийства жестоки и кровавы. Он играет со своими жертвами, издеваясь над ними и не проявляя милосердия, когда они умоляют пощадить. Именно поэтому Даги думает, что всё это - часть грандиозного спектакля. Убийца не воспринимается всерьёз, так почему его помощник должен? В наивных глазах Даги всё это просто весёлая, кровавая, жестокая забава.
Музыка к картине такая же нелепая и дешёвая, как и весь фильм. Это электронный саундтрек, но не в стиле ретро-80-х, а скорее такой, будто его сочинили на клавиатуре Casio со встроенной ритм-машиной. Учитывая общий низкобюджетный тон фильма, саундтрек идеально ему соответствует: с преувеличенно драматичными звуками церковных колоколов и дешёвыми барабанными сэмплами. Есть даже запоминающаяся 8-битная мелодия для видеоигры "Маленький помощник Сатаны", которую написала дочь Джеффа Либермана, Эрика. Да, музыка нелепая, но это в духе всего фильма. К сожалению, "Помощник Сатаны" снят с использованием ранних цифровых камер - примитивной технологии Sony HDCAM, так что фильм иногда выглядит мягким и лишённым детализации. Сам Либерман, оглядываясь назад, жалеет, что не снимал на плёнку. В основном чистая картинка имеет свои удачные моменты, но качество изображения оставляет желать лучшего. Будучи цифровым, фильм не имеет видимых следов износа или старения.
Персонажи фильма - его сильная и слабая сторона одновременно. Даги, сыгранный Александром Брикелем, - центральная фигура, чья детская непосредственность и одержимость видеоиграми задают тон повествованию. Брикель справляется с ролью, передавая смесь энтузиазма и наивности, но его персонаж порой раздражает однообразной энергией и пронзительным голосом. Это, впрочем, может быть частью замысла Либермана, который хотел показать ребенка, полностью поглощенного своей фантазией до такой степени, что он не замечает ужаса вокруг.
Кэтрин Уинник в роли Дженны привносит в фильм немного эмоциональной глубины. Её персонаж - заботливая сестра, которая пытается сбалансировать отношения с братом и новым бойфрендом. Уинник, ещё до своей известности благодаря сериалу "Викинги/Vikings", демонстрирует естественную игру, хотя сценарий не даёт ей достаточно пространства для развития персонажа. Стивен Грэм в роли Алекса - типичный "хороший парень", который становится жертвой обстоятельств, и его присутствие скорее функционально, чем запоминающе.
Самый интригующий персонаж - это, безусловно, "Сатана", безмолвный маньяк в резиновой маске. Его молчаливость и гротескные жесты создают образ одновременно комичный и пугающий. Либерман сознательно оставляет его происхождение загадкой: мы не знаем, является ли он настоящим демоном, серийным убийцей или чем-то средним. Эта амбивалентность добавляет фильму шарма, позволяя зрителю самому додумывать мотивы антагониста.
Аманда Пламмер в роли матери семейства, Меррил, играет эксцентричную и слегка оторванную от реальности женщину. Её переигрывание, вероятно, намеренное, усиливает комедийный тон фильма, но иногда кажется чрезмерным, особенно в драматические моменты.
"Помощник сатаны" - низкобюджетный хоррор-комедийный эксперимент, который, несмотря на недостатки, очаровывает смелостью, черным юмором и хэллоуинской атмосферой. Джефф Либерман создал фильм, не боящийся быть странным, провокационным и даже слегка отталкивающим. Так что, если в компании кто-то захочет посмотреть фильм про Хэллоуин, предложите "Помощника Сатаны". Гости будут в шоке. Возможно, вы потеряете пару друзей, но те, кто не оценит этот низкобюджетный шедевр, не стоят того, чтобы быть вашими друзьями.
Оценка: 7/10












Теги:

