Обзор фильма "Дом ужасов доктора Террора"
Представляем вашему вниманию первую хоррор-антологию от студии Амикус "Дом ужасов доктора Террора / Dr. Terror's House of Horrors" (1965)
Director: Freddie Francis
Cast: Peter Cushing; Michael Gough; Christopher Lee; Bernard Lee; Donald Sutherland; Neil McCallum
Основой для "Dr. Terror's House of Horrors" послужили несколько получасовых хоррор историй, написанные Милтоном Суботски для так и не появившегося телевизионного сериала, а вдохновлял Милтона, британский фильм "Dead of Night", снятого в форме хоррор-антологии, в результате, для "Дом ужасов" он придумал связующие звено между эпизодами - доктора Шрека и его колоду карт Таро.
Обладая готовым сценарием, Суботски убедил своего партнера Розенберга к запуску фильма. Пока Милтон подбирал съемочную бригаду, в это время в Америке, Макс Розенберг искал инвесторов, и в конце концов выбил рабочий бюджет в размере 100.000 фунтов. В выборе на должность режиссёра, Суботски не долго думал, пригласил постоянного гостя студии Хаммер, оскароносца Фредди Фрэнсиса, так же случилось и с ведущими актерами, костяк которых состоял из хаммеровских звёзд - Питера Кушинга и Кристофера Ли, которых не долго пришлось уговаривать принять участие в фильме, так как Суботски предложил им нетипичные для них роли – Кушингу образ загадочного бородатого доктора с немецким акцентом, а для Ли возможность продемонстрировать свой драматический диапазон. На роли второго плана были набраны тоже не самые последние люди в кинематографе: постоянный гость студии Хаммер, актер Майкл Гоф ("Dracula/Дракула" 1958), популярный телевизионный ди-джей Алан Фриман, канадский актёр Дональд Сазерленд, которого порекомендовал Фредди Фрэнсис и замыкал парад звёзд, актер Бернард Ли.
Съёмки фильма начались в мае 1964 года, на студии Шеппертон, и на первых этапах производства, возникли серьезные проблемы. Роль Билли Бэйли первоначально должен был сыграть известный джазовый музыкант Акер Билк, но тот слёг в больницу с сердечным приступом, тогда Фрэнсис предложил замену на менее известного музыканта Роя Кастла, чью кандидатуру сразу утвердили. Через две недели после начало съёмок, всплыла вторая проблема - кончились деньги, пока в Штатах Розенберг искал дополнительное финансирование, Суботски платил актерам и съемочной бригаде из своего кармана, но благо деньги Розенберг нашёл и съёмки успешно закончили, правда перерасходовав на 5000 фунтов больше. Вроде дела у Амикус выпрямились, как замаячила ещё одна нестыковычка, музыку к фильму было поручено написать Табби Хэйсу, но тот помучился, помучился, в итоге так и не смог сделать что-то пригодное, и снова на помощь пришёл Фредди Фрэнсис, который посоветовал Элизабет Латиенс, с которой он работал над двумя картинами для студии Хаммер. Латиенс со своей задачей справилась и многострадальный проект вышел в свет.
В феврале 1965 года "Dr. Terror's House of Horrors" появился на британских экранах, где сразу же стал кассовым хитом, одушевленные таким успехом, Амикус собирает практически ту же команду Фрэнсис-Кушинг-Ли, и приступают к съёмках следующего фильма "Череп/The Skull". А за океаном, в США, "Дом ужасов" купленный Парамаунтом, не очень хорошо показал себя в коммерческом плане, виной всему плохая рекламная компания и конкуренты, в лице отечественного продукта. Но вернемся к фильму, точнее к его сюжету, в котором каждый любитель хоррора найдёт что-то своё...
В купе поезда к пятерым мужчинам подсаживается таинственный доктор Шрек (Peter Cushing). Случайно задремав, Шрек роняет свой портфель, из которого выпадает колода карт таро. Заинтригованные пассажиры возвращают карты доктору, и просят, что бы тот предсказал их будущие. Итак, предсказание начинается:
Оборотень/Werewolf - Агент по продаже недвижимости Джим Доусон (Neil McCallum) приезжает обратно в свой бывший дом, что бы провести капитальный осмотр, но в подвале находит странный саркофаг...
Ползающая лоза/Creeping Vine – Вернувшись домой со своей семьей, Билл Роджерс (Alan Freeman), обнаруживает, что его дом окутали странные растения, которые не поддаются вырубки. Разобраться с этим феноменом, Роджер поручает своему другу ученому Хопкинсу (Bernard Lee)...
Вуду/Voodoo – История про музыканта Билли Бэйли (Roy Castle), который захотел сделать музыкальный хит, взяв за основу песнопения культа Вуду, хотя его предупреждали, что бы он отказался от этой затеи...
Свободная рука/Disembodied Hand – На одной из выставок, критичный искусствовед Франклин Марш (Christopher Lee) высказывает едкие замечания в сторону живописца Эрика Лэндора (Michael Gough). Затаив обиду на Марша, Лэндор стал высмеивать искусствоведа на каждый выставки, не вытерпев таких издевательств, Франклин на своей машине сбивает художника, в результате тот теряет руку, а так как живописец без руки уже не живописец, Лэндор заканчивает жизнь самоубийством. Но вершить месть над Маршем, стала рука покойного художника...
Вампир/Vampire - Доктор Боб Кэрролл (Donald Sutherland) не давно обвенчался с молоденькой француженкой Николь (Jennifer Jayne). Он привозит её к себе домой в Америку. На следующий день после приезда, Боб замечает странности в поведении своей возлюбленной...
Теперь понятно, почему зрители полюбили данный фильм. Ведь, как правило, антологии состоят из нескольких историй, если зрителю не по душе какая-либо новелла, он всегда может дождаться следующий, которая наверняка придется по вкусу. В "Dr. Terror's House of Horrors" как ни когда хорошо действует это формула, ведь на суд зрителя выходят одни из самых знаменитых хоррор злодеев. Если вам к примеру, не по душе истории об оборотнях, но нравиться вампирская тематика, то "Дом ужасов" подходит как никак лучше. Не надо искать в фильме экшна, его там нет, стандартные истории грамотно срежисированные Фредди Френсисом и так же грамотно сыграны талантливыми актерами. Мне больше всего понравилась история про мстящую оторванную конечность, которая запоминается отличной игрой Ли и Гоффа, скорее всего этой новеллой вдохновлялся Оливер Стоун когда создавал свой триллер с Майклом Кейном "Рука/Hand". Новелла про вампира, с молодым Сазерлендом, удивит финальной развязкой, которая в отличие от других эпизодов получилась ни такой предсказуемой. История "Creeping Vine" ни чего нового не покажет, всё это было в ленте "День Триффидов/Day of the Triffids". Новеллу про Вуду, можно смело перемотать, по хронометражу не самая маленькая, но оказалось самой скучной, а самая первая история наоборот оказалась самой интересной, но к сожалению короткой.
Рекомендуются не только поклонникам студии Амикус, но и всем любителям британского хоррора.
Оценка: 9/10