Обзор фильма "Череп"

Обзор фильма "Череп / The Skull" (1965)

Director: Freddie Francis
Cast:
Peter Cushing; Patrick Wymark; Michael Gough; Christopher Lee; Patrick Magee

Боссы студии Paramount были довольны внушительными кассовыми сборами хоррор-антологии "Dr. Terror's House of Horrors", и предложили своим английским коллегам - Суботски и Розенбергу контракт по дистрибьюции на территории США, их следующих трёх фильмов. Поставив свои подписи в контракте, англичане запустили в производство очередной фильм, только от формата антологии пришлось отказаться и снять полнометражный фильм, но всё в том же жанре - хоррор. Для новой постановки задействовали весь творческий состав "Доктора Террора", а именно, режиссёра Фредди Фрэнсиса, главная роль снова отошла Питеру Кушингу, а в подмогу утвердили Майкла Гофа и Кристофера Ли. Суботски был большим поклонником "Weird Tales", популярного в 40-х годах журнала, публиковавший произведения в жанрах хоррор и научной фантастики. На его страницах Милтон обнаружил короткий рассказ "Череп Маркиза де Сада" писателя Роберта Блоха (ныне известного, как автор "Психо"). Однако рассказ состоял из 7000 слов, что довольно мало для одного сегмента в антологии, не говоря уж про полнометражный фильм. Сроки поджимали, так что пришлось Суботски в ускоренном темпе, без сна и отдыха, превращать рассказ в полноценный сценарий.

Сюжет "Черепа" вращается вокруг зловещий судьбы доктора Кристофера Мэйтлэнда (Peter Cushing) - профессор оккультизма и одержимый коллекционер диковинных, старинных артефактов. За годы, Мэйтлэнд собрал удивительную коллекцию, большинство которых приобрёл у теневого вора Марко (Patrick Wymark).
Но спокойная жизнь Мэйтлэнда делает неожиданный и ужасающий твист, когда в очередной раз на пороге его дома появляется Марко, и предлагает приобрести книгу, сделанную из человеческой кожи, которая документирует жизнь знаменитого садиста Маркиза де Сада. Само собой Кристофер не смог устоять от такого экземпляра для своей коллекции, и приобретает книгу. Следующим вечером, Марко вновь наведывается в гости к Мэйтлэнду и на этот раз предлагает ему купить – человеческий череп, некогда принадлежащий самому де Саду, но Кристофер отказывается от покупки. Тем не менее, наслушавшись от Марко слухов, связанные с этим черепом, он всё-таки остался заинтригован вещицей. Поэтому Мэйтлэнд отправляется за советом к своему другу коллекционеру Мэттью Филлипсу (Christopher Lee), который оказался категорически против покупки, обосновывая это тем, что череп действительно обладает страшной силой, и знает он это не понаслышке...

Экранизация книг дело конечно хлопотное, а экранизация коротких рассказов, миссия практически невыполнимая. Примеров отличных переносов мини-рассказов на большой экран, можно пересчитать по пальцам, экранизация "Черепа Маркиза де Сада", к сожалению, к таким примерам не относится. Эта история не плохо бы смотрелась в какой-нибудь хоррор-антологии, но Суботски своими стараниями, двадцати минутную историю растянул до восьмидесяти, в результате чего, ближе к середине, действие картины ужасно провисает, "выдавливая" зрителю, ряд абсолютно не нужных эпизодов, и только самый стойкий, борясь со сном, может до смотреть фильм до конца, ожидая фирменной амикусовской развязки, которая ни как не спасает унылое положение. Суботски по ходу съёмок добавлял все новые и новые эпизоды, так и не удосужился объяснить одержимость черепа. Кроме того, фильм абсолютно неточен с исторической точки зрения. Все мы знаем, что Маркиз де Сад был всего лишь на всего, порно писателем, в ленте его позиционируют, как сатаниста и вообще просто тотальным злом.

Несмотря на весь негатив, плюсы в данной картине всё-таки есть, это Питер Кушинг, который в очередной раз тащит на себе блеклый фильм, особенно запомнился эпизод, где персонажу Кушинга видится кошмар, в котором молчаливый судья, заставляет его сыграть в русскую рулетку, после который, сажают в газовую камеру. Очень яркий и насыщенный эпизод, отдающий большой долей сюрреализма. Нельзя обойти вниманием Патрика Уаймарка ("Обличье сатаны/Blood on Satan's Claw"), отлично сыгравший торговца краденным. В принципе к актёрам с моей стороны, не было ни каких нареканий, даже не большое появление Криса Ли, не могло не порадовать.
В то время как "Дом ужасов доктора Террора" был снят с небольшой долей черного юмора, "Череп" наоборот сделан на серьезных щах и с серьезным тоном, что пошло на пользу атмосфере, но абсолютно не пошло на пользе всему фильму, ибо как уже писал, у ленты проблема с динамикой, и небольшая доля юмора немного накинула баллов картине.

Как итог: "Череп" не был так успешен в прокате, как его предшественник, хотя картине удалось отбить вложения, так что лучше бы Амикус и дальше продолжали снимать хоррор-антологии, так как полнометражные картины не их конёк.
Оценка: 4/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.