Обзор фильма "Грязная Мэри Сумасшедший Ларри"

В преддверии Нового года читайте обзор на культовый американский carsploitation "Грязная Мэри Сумасшедший Ларри / Dirty Mary Crazy Larry" (1974)

Director: John Hough
Cast: Peter Fonda; Susan George; Adam Roarke; Vic Morrow; Kenneth Tobey

Два богатых английских промышленника - сэр Джеймс Хэнсон и сэр Гордон Уайт, перед полетом в США, прикупили в аэропорту книгу "Погоня/The Chase" малоизвестного писателя Ричарда Анекиса. Прочитав книгу от корки до корки, в голову Хэнсона и Уайта закралась интересная мысль по поводу экранизации данного произведения. Своими мыслями они поделились с продюсером Майклом Пирсом, на счету которого был кассовый carsploitation "Исчезающая точка/Vanishing Point". Однако права на книгу принадлежали Ховарду Хоуксу, который планировал лично экранизировать роман со Стивом МакКуином в главных ролях, но Хоукс быстро отказался от проекта, когда Уайт и Хэнсон предложили ему $50.000 наличными за права на книгу. Заполучив заветное, парочка богатых англичан стала обивать пороги голливудских воротил, да бы пристроить свой проект в надежные руки, но продюсеры не хотели связываться с данной экранизацией, так как книга не представляла для них ни какого интереса, кроме разве только автомобильных погонь. После ряда отказов, Хэнсон и Уайт сами потеряли интерес, забросив проект до лучших времен. Но как всегда бывает, помог случай.

На одном из ужинов в усадьбе Джеймса Хэнсона в Палм-Спрингс, они поделились своей проблемой с соседом Джимми Бойдом, тот прочитав книгу согласился с парнями, что материал действительно стоящий, и прихорошим подходе можно сделать отличный фильм, но нужно много чего поменять в сюжете. Он предложил промышленникам выкупить права на книгу за те же $50.000, что бы самому заняться экранизацией, Хэнсон с партнером намучившись в свое время, без промедления продали все права Бойду. Джимми не стал терять время, и сам уселся за печатную машинку, оставив от книги Ричарда Анекиса только костяк сюжета, в дальнейшем и название будущей картины будет заменено на более громкое имя, и в итоге из под его пера вышла история про...

Двух гонщиков NASCAR, водителя Ларри (Peter Fonda) и механика Дика (Adam Roarke), которые мечтают поучаствовать в престижных гонках, но у них не хватает на эту затею денег. Не придумав ничего лучшего, парочка решает пойти на ограбление. Захватив в заложники жену и дочь менеджера супермаркета, они с помощью шантажа получают $150,000 наличными, после чего скрываются с места преступления. В процессе побега, к ним присоединяется симпатичная подружка Ларри - Мэри Кумбс (Susan George), которая грозится сдать их шерифу, если те не возьмут её с собой. А тем временем капитан полиции Эверетт Франклин (Vic Morrow) организовывает погоню за троицей, но очень быстро понимает, что его маломощным патрульным автомобилям тяжело тягаться со скоростной машиной и с профессиональными умениями Ларри...

Джимми Бойд мало чего оставил от первоисточника, первым делом он изменил главных героев, двое беглых заключенных превратились в гонщиков NASCAR, разбавив сугубо мужскую компанию девушкой попутчицей. Не обошел стороной Бойд и финал, сделав его более неожиданным.
Готовый сценарий тянул на два с лишним миллиона долларов (огромные по тем временам деньги), которых соответственно у Бойда не было, но опять помог случай. Джимми позвонил Джеймс Николсон, партнер Сэма Аркоффа по American International Pictures (крупный производитель фильмов категории "B"), как раз в это время Николсон покинул A.I.P и создал свою собственную компанию Academy Pictures и теперь ему нужны новые проекты. Он прочитал сценарий "Погони/The Chase" и остался доволен. Финансирование и дистрибьюцию берет на себя Twentieth Century Fox, Джимми осталось только согласится, что собственно он и сделал, не подозревая, что ожидало его впереди.

На первых парах Fox отказала Бойду в утверждение на главные роли двух малоизвестных актеров Дэвида Соула и Сэма Эллиотта, сделав замену на Питера Фонду. Джеймс Николсон нанял английского режиссера Джона Хафа, который до этого снял парочку хорроров для Николсона, когда тот ещё работал в A.I.P. С собой из Англии Хаф привез актрису Сьюзан Джордж, известная по роли в "Соломенных Псах/Straw Dogs" Сэм Пекинпа. Такие перемены раздражали Бойда, страсти стали разгораться, было очевидно, что у Бойда и Николсона абсолютно разные взгляды на то, как должен выглядеть фильм. Бойд хотел видеть реалистичную и одновременно иронично-приключенческую картину, Николсону на всё это было плевать, ему не важно содержание картины, главное, что бы было побольше известных имен и громкое название. После длинной серии судебных баталий за контроль над картиной, Бойд покинул проект, а Джеймс Николсон так и не увидел готовый результат, за год до премьеры он скончался от опухоли мозга. Вот такая вот интересная история у данной культовой картины.

Сама по себе история не представляет ничего особого. Простенький и банальный сюжет, даже гоночная тематика отнюдь не нова, к тому же за пару лет до этого вышел довольно-таки успешный carsploitation "Исчезающая точка/Vanishing Point" Ричарда Сарафьяна, где, кстати, главным героем был, тоже автомобиль марки Dodge Charger 69 года. Все довольно предсказуемо, персонажи довольно простые и каких-то смысловых нагрузок не наблюдается, так в чем же причина такого бешеного успеха ленты у зрителей?

И дело ведь совсем не в экшн составляющей и даже не в актерском составе, а в бешеном драйве и мощнейшей энергетике самого фильма. В этом плане он явно "укладывает на лопатке" даже вышеупомянутый "Исчезающую точку", который местами был громоздкий и неповоротливый. Причем драйв здесь не только в визуальном плане, а в первую очередь в атмосферном, нечасто встречаются такие фильмы. С действием все, кстати, в полном порядке. Автомобильные трюки выполнены великолепно, да и сами машины на уровне. Картинка очень сочная и яркая, с первых кадров чувствуется нерв картины, в фильме отлично смотрятся все сцены с погонями, они сняты великолепно, можно сказать со вкусом (заслуга оператора Майкла Маргулиса), ближе к финалу, создатели порадуют нас оригинальной погоней - вертолета за автомобилем, каскадеры определенно отработали свой хлеб.

Персонажей в картине мало, но центральные герои запоминается больше всего, благодаря харизме актеров, и конечно же актерской игре, а она здесь на высоте. Адам Рорк, которого многие не замечали до того, как он снялся в данной ленте, и Питер Фонда, довольно известный уже в то время актер, являются отличным актерским дуэтом. На мой взгляд легко верится в их дружбу, два абсолютно разных персонажа, но роднит обоих всего одна цель - гонки NASCAR. Сугубо мужскую компанию разбавляет сексапильная англичанка Сьюзан Джордж, для которой "Dirty Mary" стал прорывом на американской земле. Также очень интересно выглядит Вик Морроу в роли "классического" американского полицейского.

Поистине знаковая работа, ставшая классикой carsploitation’а, и один из моих самых любимых фильмов.
Оценка: 10/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.