Обзор фильма "Психбольница"
Представляем вашему вниманию обзор фильма "Психбольница / Asylum" (1972)
Director: Roy Ward Baker
Cast: Peter Cushing; Herbert Lom; Britt Ekland; Patrick Magee; Charlotte Rampling
Писатель Роберт Блох, чей рассказ "Психо", с успехом экранизировал сам маэстро Альфред Хичкок, в 60-е знакомится с продюсерами Милтоном Суботски и Максом Розенбергом, тем самым, начав плодотворные рабочие отношения с Амикус. В 1964 году, его короткий рассказ "Череп Маркиза де Сада" лёг в основу антологии "Череп/The Skull". Уже в начале 70-х сотрудничество Блоха с Амикус, подошло к логическому завершению, и всё благодаря совладельцу студии Милтону Суботски, который решает самостоятельно писать сценарии к своим фильмам. В итоге "Психбольница/Asylum" стал последней картиной, сценарий к которой написал Роберт Блох, предварительно переделав свои короткие рассказы под формат антологии...
В английскую глубинку приезжает молодой специалист - доктор Мартин (Robert Powell), что бы устроиться на работу в психиатрическую лечебницу доктора Старра. В больнице, его встречает заместитель Старра, доктор Рутерфорд (Patrick Magee), прикованный к инвалидной коляске. Виновник его инвалидности, сошедший с ума владелец клинике, и что бы получить должность нового доктора, Мартин должен подняться наверх и распознать среди четвёрки психов, кто же из них доктор Старр. Веря своему профессиональному чутью, Мартин по очереди обходит четырёх пациентов, выслушивая их истории:
Замороженный страх/Frozen Fear - Уолтер (Richard Todd) хочет провести остаток жизни со своей любовницей Бонни (Barbara Parkins), но его богатенькая жена не даёт развод. Тогда Уолтер убивает свою благоверную, расчленив труп, прячет останки в морозильники, после чего радостно звонит Бонни, сообщить о случившимся. Но жена и не думала умирать, даже с того света она не отпустит Уолтера...
Странный портной/The Weird Taylor - Бруно (Barry Morse) владелец собственного ателье, но в последние время его бизнес пошёл на спад, клиенты практически не заходят, денег нет, а тут ещё арендодатель появился и потребовал плату за жильё. Так как с финансами у Бруно туго, он попросил отсрочку, не подумав, где он возьмёт деньги. И в тот же вечер на пороге его ателье, появился таинственный мистер Смит (Peter Cushing), который заказал у Бруно костюм для своего сына. Костюм должен быть сделан, из странного мерцающего материала, и точно по инструкции, т.е. шить можно только после полуночи. За работу, Смит пообещал заплатить 200 фунтов. Знал бы Бруно, для каких целей нужен этот странный костюм, то никогда бы не взялся за работу...
Люси пришла, чтобы остаться/Lucy comes to stay - Девушку Барбару (Charlotte Rampling) возвращается домой после длительного пребывания в психиатрической лечебнице, куда она угодила из-за воображаемой подружки Люси (Britt Ekland), но даже после лечения, Барбару всё равно преследует подруга...
Манекены ужаса/Mannikins of Horror - Последний пациент, к которому заглянул Мартин, стал доктор Байрон (Herbert Lom), который очень любит мастерить маленьких кукол-роботов, полагая, что можно передать свою душу кукле, тем самым оживить её...
Как и положено хоррор-антологии от Амикус, в картине приняли участие звёзды большой величины, именно звездным составом, Суботски завлёк на должность режиссёра - Роя Уорда Бейкера, которой был восхищен тем, что ему выдалась такая возможность, снять картину в которой примут участие Питер Кушинг, Бритт Экланд, Герберт Лом, Шарлота Рэмплинг и Патрик Маги. Кстати в фильме должен был появиться популярный комедийный актёр Спайк Миллиган в роли безумного доктора, но в последнюю минуту выбыл из проекта, и его заменил частый гость студии Амикус - актер Джеффри Бэйлдон.
Изначально история Барбары, должна была идти первой, так как Рой Бейкер считал, что этот сегмент получился самым реалистичным, но Макс Розенберг посчитал по другому, выдвинув сегмент "Frozen Fear" первой, а историю Люси и Барбары отодвинул на вторую половину, такому решению, Бейкер не очень-то обрадовался. Хотя я склоняюсь в сторону Розенберга. Первая история получилась самой жутковатой из всей антологии. Ползающие по полу останки, завернутые в бумагу – выглядит всё это действительно пугающе. Хотя сюжетно, история далеко не нова, отсылая нас готической литературе, когда за жестокое убийство, обязательно придёт жестокая расплата.
Вторая новелла держится исключительно на игре Барри Морзе и Питера Кушинга, которые не дают заскучать, на необоснованно растянутой истории. Уже не раз замечаю, как Розенберг с Суботски в слабые сегменты ставят Кушинга, который свой игрой может потянуть серию, так уже было годом раньше, в антологии "Дом, истекающий кровью", где Питер на своих плечах пытался вытянуть ультра слабый сегмент "Waxworks". Третья история получилась абсолютно пустой, так как всё ясно от начала до конца, благодаря старанием Роберта Блоха, который просто взял и скопировал свои же рассказ "Психо". Заключительная новелла, хоть и является самой короткой, но интересна тем, что является связующей с главной линией - приездом нового доктора.
Как бы Бейкер не злился на действия Розенберга, картина всё равно получилась на высший балл, так же рассудили и зрители, "Asylum" имел оглушительный успех, в том числе, и в коммерческом плане, став самой прибыльной лентой студии Амикус, а Бейкер получил награду на Берлинском кинофестивали. Самое удивительное, что продолжение не последовало, хотя все предпосылки на это имелись.
Оценка: 9/10