Обзор фильма "Маниту"

Представляем вашему вниманию обзор фильма "Маниту / The Manitou" (1978)

Director: William Girdler
Cast: Tony Curtis; Michael Ansara; Susan Strasberg; Burgess Meredith

Перед полётом в Лондон на премьеру своего фильма "День Животных/Day of the Animals", в нью-йоркском аэропорту, Гирдлер покупает книгу известного писателя Грэма Мастерсона "Маниту". Роман сильно понравился режиссёру, в итоге за $50.000 долларов он покупает права на экранизацию и начинает искать инвесторов. Когда студийные боссы попросили Гирдлера показать сценарий (которого у него естественно не было), он солгал, что забыл его захватить. Вернувшись домой, Гирдлер собирает своих партнеров Джона Седара и Томаса Поупа, и за три дня, безвылазно, готовят сценарий.

Карен Тэнди (Susan Strasberg) поступает в госпиталь Сан-Франциско с быстро растущей опухолью на шее. Врачи бессильны помочь ей, так как с таким явлением ни когда не сталкивались. После ряда исследований, Доктор Хьюз (Jon Cedar) приходит к выводу, что это не просто опухоль, а человеческий зародыш. За моральной поддержкой Карен обращается к своему бывшему приятелю, а ныне предсказателю - шарлатану Гарри Эрскину (Tony Curtis), который с утра до вечера "разводит на деньги" богатеньких старушек. Гарри просит Карен не волноваться, что операция пройдёт как надо, но Эрскин даже не подозревал, с чем ему придется столкнуться. Сначала одна из его доверчивых клиенток покончила самоубийством. Врач, который собирался проводить операцию по удалению опухоли мисс Тэнди, скальпелем режет себе руку и т.д.

За помощью Гарри Эрскин обращается к своей наставнице, настоящей гадалке Эмилии Крузо (Stella Stevens), которая благодаря спиритическому сеансу узнает, что зародыш на шее Карен, это 400-летний могущественный индейский шаман Мискуамакус и помочь бедной женщине может только человек знакомый с колдовством коренных жителей Америки, таким человеком становиться индеец Поющая гора (Michael Ansara)...

Уильям Гирдлер после колоссального успеха "Гризли/Grizzly" в одночасье стал заметной фигурой в американском кинематографе, так что денег на новые проекты он находил без проблем. Так вышло и с "Маниту", бюджет в размере $3000000 инвесторы дали с мыслями, что вложенные деньги они вернут быстро. Забегая вперёд, хочу сказать, что картина принесет хорошую прибыль создателям и станет посмертным хитом режиссёра Гирдлера, который разобьется на вертолёте на Филиппинах, не задолго до премьеры "Маниту", когда искал место для съемок своей новой картины.
Так вот помимо большого бюджета, Гирдлер с коллегой Джоном Седаром, умудрились затащить в свой фильм настоящих звёзд. 70-ые года были знамениты своей кинематографической свободой, когда на самый "дикий" проект режиссёры и продюсеры могли найти не только инвесторов, ну и актёров высшего эшелона, готовые сыграть главную роль в сомнительном проекте. На современном кинорынке мы не увидим какого-нибудь Рассела Кроу в низкобюджетном слэшере, в 70-х же можно было лицезреть Тони Кертиса в истории об изгнании индейского шамана. Помимо 53-х летнего Кертиса, который надо сказать отлично сыграл шарлатана Эрскина, в картине были задействованы: Сьюзан Страсберг дочка "американского Станиславского" Ли Страсберга, коренной индеец Майкл Ансара, номинировавшейся за роль Поющей горы на Saturn Award и Бёрджесс Мередит, известный в широких кругах по роли Микки Голдмилла из боксерской эпопеи "Рокки/Rocky".

Маниту в индейском фольклоре означает бессмертный дух, который живёт в каждом природном объекте. Именно этому духу и была посвящена одноименная книга Грэма Мастерсона в одночасье ставшая бестселлером и которую так удачно испоганили Гирдлер с сотоварищами. От оригинального романа Мастерсона авторы экранизации взяли лишь концепцию, радикально изменив характеристики героев и сюжет. Те кто не читал книгу, фильм покажется полным бредом, так как выкинуто много сюжетных линий, а их хвосты оставлены, вследствие чего многие поступки героев совершенно нелогичны. Это и является самым большим минусом, хотя я понимаю, что довольно трудно весомый по содержанию роман уложить в 100 минутный хронометраж. Но надо отдать должной режиссёру, частично атмосферу книги, ему всё-таки удалось передать через экран. Особенно впечатляюще вышла сцена с появлением Мискуамакуса, здесь конечно заслуга гуру специальных и визуальных эффектов Томаса Р. Бурмана, который преложил руку к самым значимым слэшерам 80-х в числе которых - "Мой Кровавый Валентин/My Bloody Valentine" и "С Днём рождения Меня/Happy Birthday to Me".

Работы Гирдлера в большинстве своём страдаёт раздутыми диалогами, и минимум действием, в случаи с "Маниту", распределено всё равномерно, из-за чего картина вышла не скучно-занудной, и спустя 30 лет, некоторые эпизоды вполне способны напугать современного зрителя.

Как итог, хочу сказать, что ознакомиться с фильмом, безусловно, стоит, особенно поклонникам романа Мастерсона и режиссерского гения Гирдлера, у которого это не самый худший фильм, но другим категориям зрителей я не думаю, что лента понравится.
Оценка: 8/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.