Обзор фильма "Плохие каналы / На опасной волне"

Обзор фильма "Плохие каналы / На опасной волне / Bad Channels" (1992)

Director: Ted Nicolaou
Cast: Paul Hipp; Martha Quinn; Robert Factor; Aaron Lustig; Charlie Spradling; Melissa Behr

В начале 90-х Чарльз Бэнд, главный босс Full Moon и король фильмов категории "Ой, а что это я только что посмотрел?", сидел в офисе, заваленном куклами и резиновыми монстрами. "Ребята, - сказал он, - а давайте замутим что-то про инопланетян, радио и рок-н-ролл! И чтобы бюджет был как на пиццу для съёмочной группы!" Так, скорее всего, родилась идея "Bad Channels" - истории про пришельцев, которые захватывают радиостанцию и превращают девушек в мини-фигурки для своей космической коллекции. Ну а что, звучит как план! А если серьёзно, за основу старина Чарли взял скандальную радиоверсию Орсона Уэллса, которая во время Хэллоуина в 1938 году вызвала настоящую панику в США, будучи воспринятой как подлинная угроза со стороны инопланетных захватчиков, особенно на волне подспудных ожиданий Второй мировой войны, которая последовала менее чем через год. Сценарист Джексон Барр, он же Джек Кэнсон, воплотил идею Бэнда на бумаге, а вот на должность режиссёра Бэнд хотел видеть Теда Николау, уже закалённого в боях с "ТелеТеррор/TerrorVision". Однако сам Николау не спешил подписываться под данный сомнительный проект, особенно когда в сценарии фигурировали инопланетяне, радио и девушки в колбах. После долгих уговоров режиссёр согласился снять пару фейковых музыкальных клипов для фильма, а вскоре и не заметил, как от клипов перешёл к съёмкам всего фильма. Тед Николау позже шутил, что "Bad Channels" - это как если бы он с Бэндом напились и решили снять свой сон после пиццы с анчоусами.

В небольшом городке Пахута, на местной радиостанции KDUL 66.6 FM, диджей Дэн О'Дэйр (Paul Hipp), известный своими эпатажными выходками, приковывает себя цепями к диджейской будке в рамках рекламного трюка. Слушатели должны угадать комбинацию замка, чтобы освободить его от бесконечного проигрывания польки в прямом эфире. Угадавший получит новенький автомобиль. Репортёрша Лиза Каммингс (Martha Quinn) приезжает в Пахуту, чтобы осветить трюк Дэна, но начинает подозревать его в нечестной игре после разоблачения подтасованного конкурса. Её расследование отходит на второй план, когда она замечает в небе НЛО. С каждой минутой в городе появляются всё больше свидетелей неопознанного летающего объекта, но полиция никому не верит.
А тем временем инопланетянин со своим роботом-помощником захватывает радиостанцию, используя радиоволны для гипноза и похищения молодых девушек. Диджей Дэн, оставшись один в студии с инопланетянином, кричит о помощи в эфире, но слушатели думают, что это просто очередной розыгрыш. Никто ему не верит, а количество похищенных девушек продолжает увеличиваться.

Что меня всегда радовало в опусах от Full Moon Entertainment - это небольшой хронометраж, который никогда не давал скучать при просмотре, даже несмотря на полную сюжетную клинику. Так вышло и с "Bad Channels": вроде сюжет - дурость полная, однако интерес во время просмотра не то чтобы не спадает, а наоборот, увеличивается; становится интересно, чем всё это закончится. Без лишних слов понятно, что создатели делали основной упор на забавное зрелище. Ни о каких ужасах, естественно, и речи быть не может, так как действия главного антагониста фильма выглядят чересчур карикатурно, да и сам он похож на большой кусок какашки с форточкой. Все события фильма почти полностью происходят на радиостанции, где и орудует это инопланетное существо, собирая коллекцию из земных девушек. Мотивация и/или причина, по которой инопланетянин похищает и уменьшает девушек, вообще не объясняется. Причины оставили на откуп зрителю, который сам за авторов додумывает, зачем эта странная коллекция пришельцу. Тематически фильм не углубляется, но играет с идеями манипуляции через СМИ и объективизации женщин. Музыкальные клипы, где женщины гипнотизируются и танцуют перед уменьшением, можно интерпретировать как сатиру на коммерциализацию женщин в поп-культуре, но исполнение слишком нелепое, чтобы воспринимать это всерьёз.

Сценарий Чарльза Бэнда и Джексона Барра намеренно хаотичен, охватывая все возможные клише фильмов категории Б: инопланетяне с неясными мотивами, остроумный герой и сюжет с девицей в беде. Диалоги полны острот, которые чаще попадают в цель, чем промахиваются, но история лишена фокуса. Псевдоромантическая линия между Дэном и журналисткой Лизой (которую сыграла Марта Куинн, известный виджей на MTV) кажется надуманной и полностью недокрученной. Сценаристы не удосужились создать какую-либо предысторию отношений между персонажами до их встречи в фильме, и показывают их вместе лишь дважды, причём ненадолго. Они так хотят, чтобы нам это было важно, но нам всё равно. Публика "Bad Channels" очевидно ждёт от фуллмуновского опуса не романтических линий.

Режиссура Николау поддерживает быстрый темп, уложившись в менее чем 90 минут, но фильму не удаётся сбалансировать элементы хоррора, фантастики, комедии и музыки. В середине фильма начинается полный абсурд с центральными сценами, в которых девушки гипнотизируются музыкой и в конечном итоге похищаются инопланетянином. Именно с этими сценами "Bad Channels" практически полностью переходит в жанр мюзикла: группы, которые барышни слышат по радио, оживают перед их глазами, заставляя их танцевать, словно одержимых. Это, похоже, является ключевой частью процесса их уменьшения до размеров куклы и помещения в стеклянные колбы, в стиле доктора Септимуса Преториуса из "Невесты Франкенштейна/Bride of Frankenstein". Проблема в том, что эти музыкальные вставки настолько не вписываются в остальную часть фильма. Сначала мы видим орущих глэм-металлистов из группы Fair Game с их ужасным глэм-металлом, но с неожиданно нетипичными текстами о коррупции в правительстве (начало 90-х, видимо). Затем появляется гранж-группа DMT с очевидной пародией (или плагиатом) на культовый клип Smells Like Teen Spirit от не менее культовой Nirvana, с гораздо менее запоминающейся песней о мастурбации (Touching Myself Again). И, наконец, какие-то прототипы Insane Clown Posse под названием Sykotik Sinfoney с псевдовесёлой песней о биполярном расстройстве. Ах да, и ещё есть оригинальная музыка от Blue Öyster Cult... Похоже, идея была в том, чтобы казаться актуальными, а может, даже острыми для молодой аудитории начала 90-х. Можно с уверенностью сказать, что в этом они не особо преуспели. А возможно, что ближе к истине, все эти музыкальные вставки были лишь пиар-кампанией новых групп, подписавших контракты с лейблом Moonstone Records, как понятно из названия, лейбл принадлежал Full Moon.

Что делает "Bad Channels" ещё более странным, так это то, что, помимо музыки и инопланетян (которые, само собой, весьма низкого качества), картина снята в рамках рейтинга PG-13, учитывая склонность Full Moon к жестокости и обнажёнке. В фильме пара ругательств, но никакого насилия (те немногие сцены выглядят очень мультяшно) и никакой наготы (даже с гипнотическими танцующими девушками, хотя, имея в составе симпатяшек Чарли Спрэдлинг и Мелиссу Бер, это преступление). Возможно, это была попытка привлечь более широкую аудиторию, но она кажется неуместной для жанра. В итоге единственный способ порекомендовать "Bad Channels" - это, опять же, как пример того, в каком странном состоянии находился жанр хоррора в начале 90-х. Тем не менее, в нём есть пара смешных моментов и некоторая развлекательная ценность просто за счёт абсолютной абсурдности происходящего.

Как итог: "Плохие каналы" – это продукт своего времени, отражающий переход от избыточности 1980-х к более ироничной, гранжевой культуре 1990-х. Музыкальные клипы отсылают к эпохе MTV, а участие Марты Куинн подчёркивает доминирование канала. Удовольствие от картины получить можно, но не всем зайдет. Это словно один длинный музыкальный клип под кислотой.
Оценка: 5+/10 (за шарм и ностальгию, хотя объективно ближе к 4/10).

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.