Санто. Человек в серебряной маске
- Кто он? Почему он прячет
своё лицо под маской?
- Он гражданин мира, его
деяния не знают границ.
Он прячет своё лицо под маской
во благо всего человечества.
("Санто против людей дьявола/Santo vs. the Infernal Men")
Санто. Человек в серебряной маске
Мексика никогда не могла похвастаться своими многовековыми традициями, своей культурой, своими успехами и уровнем жизни. На протяжение ХХ столетия эта страна, если бы не выгодное соседство с севера, имела все шансы оказаться в группе государств, которые принято называть "странами третьего мира". Но этого не произошло. Не от хорошей жизни мексиканцы, легально и не только, всеми силами пытались пересечь границу штата Техас и начать новую жизнь в Америке, с новыми возможностями и взглядом в завтрашний день.
Так вот, резюмируя – Мексика всегда была и остается бедной страной. Для таких стран всегда и везде было важно иметь какую-то отдушину, которая не позволяла бы вести гражданские войны, начинать революции, повышать уровень преступности и т п. В беднейших странах Африки такой отдушиной является футбол. А в Мексике, среди прочего, появилось повальное послевоенное увлечение реслингом. И именно в этой нише начинается история нашего главного героя – профессионального рестлера по имени Родольфо Гусман Уэрта, который гораздо более известен как Санто (эль Санто / Святой).
Профессиональная карьера Санто началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Он долго экспериментировал, стараясь придумать себе незабываемый образ, чтобы отличаться от других рестлеров, и в итоге появилась серебряная маска, которая не покидала его до самого конца. Санто, человек в серебряной маске – это имя стало нарицательным, а человек, что скрывался под ним – стал культовой фигурой в стране. Успехи Санто на ринге и его возрастающая популярность стали толчком для нового этапа развития, уже за пределами ринга. Социальный подтекст, в котором очень нуждались жители Мексики в середине ХХ века, стал отправной точкой появления Санто на киноэкранах. Его образ человека-загадки, чьё лицо всегда неизбежно остаётся неизвестным, стал образом своеобразного "супермена", который всегда готов придти на помощь нуждающимся людям, находящимся в опасности, образом добра и справедливости. И именно в кино его запомнили тем, кем он образно был для народа Мексики на самом деле! Однако, изначально, Санто не был ретивым борцом за справедливость. В те далекие годы, которые предшествовали его появлению на большом экране, он был плохим парнем, так называемым "Рудо" (Грубиян), настоящим злодеем на ринге, а его кличка Санто (Святой) была скорее сарказмом или иронией над его образом. Завоевывая огромную популярность, он оставался "Рудо" на ринге, но становился положительным героем в комиксах о себе самом. Эти комиксы были работой художника по имени Хосе Гуадалупе Круз. И именно его истории легли в основу фильма "Серебряная маска/El enmascarado de plata", первого появление Санто на большом экране.
Стоит сказать, что сам Санто он же Родольфо Уэрта отказался от предложенной роли, то ли ссылаясь на нежелание становится персонажем фильма, то ли не подозревая о том потенциале, который скрывался в нем все те годы. Поэтому даже имя главному герои дали совсем иное. В дальнейшем, благодаря Уэрте и комиксам, образ Санто возносился всё выше не только потому, что он постоянно побеждал на ринге, но и потому что он стал частью культурной жизни страны – участвовал в спортивных мероприятиях, появлялся на телевидении, просто становился неким культурным феноменом, и миф о Санто стал меняться в новом ключе.
Первым официальным фильмом "сантониады", вышедшем в 1958 году, когда Санто было уже 40 лет, стала картина "Санто против зловещего мозга/Santo contra cerebro del mal", в котором рестлер в серебряной маске помогает полиции в поиске ученого, в чьи руки попала формула по разложению человеческой клетки. Злой гений использует эти знания, чтобы контролировать волю других людей. Фильм мгновенно приобрел культовый статус, вознеся Санто на самую вершину. В дальнейшем, в период с 1959 по 1982 годы, был снят еще 51 фильм с участием Санто, среди которых были и боевики, и вестерны, и фильмы ужасов, и научная фантастика… Главный герой неизменно приходил на помощь обществу, спасая его от сумасшедших ученых, инопланетных захватчиков, живых мертвецов и другой инфернальной нечисти, криминальных деятелей и опасных преступников… список можно продолжать очень долго. И на протяжение всех этих десятилетий не было практически ни одного равнодушного мексиканца, который не смотрел бы с обожанием на героя по имени Санто – человека с серебряной маской на лице, который всегда находится на службе у общества. Этот человек был успешен во всем – как в жизни на ринге (многократный чемпион по реслингу), так и на киноэкране. Он стал обожаемым персонажем, примером для подражания и кумиром миллионов. В определенный момент эль Санто действительно стал Святым.
Родольфо Гусман Уэрта (Rodolfo Guzman Huerta)
Мексиканский герой боролся со злодеями всех мастей на ринге и в кино до 1982 года, однако солидный возраст 65 лет вынудил Родольфо выйти на пенсию. Напомнил о себе Санто через два года, когда во время ток-шоу "Contrapunto", он наконец-то снял маску и продемонстрировал зрителям свое лицо, впервые в своей карьере. Это был эмоциональный момент на всех мексиканцев.
Родольфо Гузман Уэрта умер от сердечного приступа в начале 1984 года в возрасте 66 лет, через 10 дней после того, как впервые показал публики своё лицо. По его просьбе, озвученной незадолго до смерти, его похоронили в его серебряной маске, а сама церемония прощания с легендой стала чуть ли не самой большой в стране на тот момент. Санто ушел, оставив за собой огромное культурное, социальное наследие. Да, были и другие герои, чьи корни растут из образа Санто – это и Блу Демон, еще один рестлер, который снялся в нескольких фильмах вместе с Санто, и Мил Маскарас, замыкающий троицу героев, засветившихся как в кино, так и на ринге. Сейчас уже один из его сыновей, Сын Санто, продолжает дело отца, выступая на ринге во всё той же серебряной маске. Санто не изобрел кино о смелых рестлерах, но он его окончательно сформулировал и огранил до алмазного блеска. Его фильмы стали тем стандартом, по которому измерялись остальные картины.
Но для всех мексиканцев, любителей кино, любителей реслинга и почитателей мексиканской культуры – Санто навсегда останется единственным символом, первопроходцем, настоящей харизмой, оставившей после себя очень и очень многое. И ведь, возвращаясь к самым первым строкам данного повествования, далеко не так много людей, живших в Мексике прошлом столетии, оставили значимый след в истории и социальной культуре страны – политики, спортсмены, писатели. Но в одном можно быть уверенным на все 100 процентов – Родольфо Гусман Уэрта, Санто, человек в серебряной маске, был одним из них.
- Кто такой Санто?
- Легенда, химера. Воплощение добра и справедливости.
Таков Санто, человек в серебряной маске.
("Санто против зомби/Santo vs. the Zombies")
Фильмография:
8. Санто в музее восковых фигур / Santo en el museo de cera / Santo in the Wax Museum (1963)
7. Санто против вампирши / Santo vs. las mujeres vampiro / Santo vs. the Vampire Women (1962)
6. Санто против дьявольского мозга / Santo contra el cerebro diabolico / Santo vs. the Diabolical Brain (1961)
5. Санто в отеле смерти / Santo en el hotel de la muerte / Santo in the Hotel of Death (1961)
4. Санто против Короля преступности / Santo contra el rey del crimen / Santo vs. the King of Crime (1961)
3. Санто против зомби / Santo contra los zombies / Santo vs. the Zombies (1961)
2. Санто против людей дьявола / Santo contra hombres infernales / Santo vs the Infernal Men (1958)
1. Санто против зловещего мозга / Santo contra cerebro del mal / Santo vs the Evil Brain (1958)
Автор: Ilsa_SS & ChesteR