Обзор фильма "Грузовик Тёрнер"
Обзор фильма "Грузовик Тёрнер / Truck Turner" (1974)
Director: Jonathan Kaplan
Cast: Isaac Hayes; Yaphet Kotto; Alan Weeks; Nichelle Nichols; Dick Miller; Sam Laws; Charles Cyphers
За свой короткий период в 70-х годах жанр blaxploitation породил несколько превосходных картин. Яркий пример - фильм "Грузовик Тёрнер" 1974 года, снятый на пике популярности blaxploitation. Это жестокий, брутальный фильм, полный неприятных персонажей и "героев", заслуживающих этого звания лишь потому, что они не настолько отвратительны, как их безжалостные антагонисты. Тем не менее, в "Грузовике" есть что-то особенное. Среди насилия и частых, затяжных экшн-сцен чувствуется настоящий талант. Большая часть заслуги принадлежит режиссёру Джонатану Каплану, который в дальнейшем стал очередным многообещающим протеже Роджера Кормана. Перед тем как взяться за "Грузовика Тёрнера", Каплан завершил съёмки другого "чёрного" фильма — "The Slams" с Джимом Брауном. Идея, что белый еврейский парень снимает фильм в жанре блэксплотейшн, сегодня может показаться странной, но в то время большинство творческих сил за этими фильмами были белыми, что указывает на то, насколько мало возможностей было у чернокожих кинематографистов в Голливуде 1970-х. Фильмы также в основном финансировались белыми боссами студий, которые извлекали наибольшую финансовую выгоду. Тем не менее, нельзя отрицать, что жанр значительно способствовал открытию дверей для множества талантливых чернокожих актёров и музыкантов, которые часто писали саундтреки к этим фильмам. До выхода "Шафта/Shaft" в 1971 году (режиссёром которого был чернокожий режиссёр Гордон Паркс), большинство экшн-ролей для чернокожих персонажей, казалось, лежали на крепких плечах Сидни Пуатье, Джима Брауна и Вуди Строуда. Внезапно появилось множество возможностей для чернокожих актёров и актрис продемонстрировать свои таланты на экране. Фильмы, в которых они снимались, часто были низкобюджетными боевиками, но это увеличивало их узнаваемость и известность. Что ещё важнее, чернокожие экшн-персонажи с тех пор стали обычным явлением.
"Грузовик Тёрнер" с годами стал культовым фильмом, хотя этого могло и не случиться. Изначально фильм задумывался как очередной проект, где главный герой был белым (рассматривались Роберт Митчем или Джеймс Коберн). Однако после роста популярности blaxploitation-фильмов сценарий быстро переписали, чтобы адаптировать историю под новый хайповый жанр. Скорее всего, белый "Грузовик" погрузился бы в забвение, как и сотни других схожих проектов. Если бы фильм не был снят в жанре блэксплотейшн, он просто не был бы таким запоминающимся.
Экс-футболист Мак "Грузовик" Тёрнер (Isaac Hayes), вынужденный уйти на пенсию из-за травмы, работает охотником за головами. Вместе со своим партнером Джерри (Alan Weeks) он зарабатывает себе на жизнь, выслеживая опасных преступников, сбежавших из-под залога. На этот раз им поручено найти сутенера по кличке Гатор (Paul Harris). После длительной погони и перестрелки Тёрнер убивает Гатора, запуская цепную реакцию мести. Партнёрша Гатора, Доринда (Nichelle Nichols), жестокая и беспощадная содержательница элитного борделя, клянётся отомстить за его смерть. Собрав в своём имении всех криминальных воротил города во главе с Гарвардом Блу (Yaphet Kotto), Доринда назначает большую награду за голову Тёрнера. Теперь за героем охотится каждый преступный элемент города...
Сюжет "Truck Turner" прост до предела. В первой половине фильма Грузовик и Джерри выслеживают Гатора и убивают его. Во второй половине партнёрша Гатора клянётся отомстить Грузовику и объявляет на него охоту. На этом сюжет, по сути, исчерпывается, но всё сделано с большим стилем, остроумием и юмором. Режиссура, сценарий и актёрская игра в "Грузовике" на порядок выше того, что можно ожидать от блэксплуатационного грайндхаус-фильма. Это была одна из первых режиссёрских работ Джонатана Каплана, который позже снимет крупные голливудские фильмы, включая знаменитую судебную драму "Обвиняемые/The Accused", которая принесла Джоди Фостер её первый Оскар. Несмотря на относительно низкий бюджет, он демонстрирует умение ставить экшн-сцены и создаёт несколько захватывающих погонь и перестрелок. В фильме есть на удивление изобретательная и стильная операторская работа, а финальная жестокая перестрелка в больнице, возможно, вдохновила Джона Ву на его эпическую больничную перестрелку в "Круто сваренных/Hard Boiled". Хоть "Truck Turner" сюжетом не блещет, но сценарий предлагает ярких персонажей и удивительно остроумные диалоги. Многие взаимодействия персонажей написаны с некими причудами, особенно отношения между Тёрнером и его подругой-клептоманкой, которую постоянно арестовывают за кражи в магазинах.
Для фильма блэксплуатации, сосредоточенного вокруг сутенёров и проституток, "Грузовик Тёрнер" на удивление сдержан в плане наготы. Можно было бы ожидать большего, особенно от фильма, который включает буквальную презентацию всех секс-работниц и их годового заработка. Тем не менее, в нём есть как минимум один запоминающийся, местами даже криповый момент: резко выбегающая обнажённая женщина с ножом, снятая в слоу-мо, где зрители наблюдают за грудью, болтающейся во все стороны, само собой, с эффектом замедленного движения. Очень странная сцена, которая непонятно что должна была добавить: то ли драматизма, то ли сексуального возбуждения, а то и вовсе вставлена шутки ради.
По сути, эта сцена с голой женщиной характеризует неопределённость всего фильма. Режиссёр Джонатан Каплан так и не конкретизировался с тем, что он снимает, так как у фильма нет единого тона. Лёгкие, комедийные моменты сталкиваются с брутальным, жёстким насилием, иногда в одной и той же сцене. Один из лучших примеров - финальная перестрелка в больнице, которая сочетает в себе чрезмерную комичность с действительно напряжёнными сценами, включая момент, когда ребёнка берут в заложники под дулом пистолета. В результате получается фильм, который держит вас в напряжении, но так и не решает, хочет ли он быть мрачным криминальным триллером или ироничным экшн-боевиком. Неясная тональность не приговор фильму, ибо картина Каплана обладает странной притягательностью, и эта притягательность начинается с кастинга главного героя, которого сыграл легендарный соул-музыкант Айзек Хейз, дебютировавший в роли Тёрнера на большом экране. Ранее Хейз получил премию Оскар за свой фанк-саундтрек к "Шафту", но музыкант обладал внушительным и невероятно крутыми физическими габаритами, которым грех было пропадать за кадром. К тому же Хейз оказался естественным перед камерой, и из него получился отличный экшн-герой в заглавной роли. Он держится уверенно в фильме, изображая Тёрнера как настоящего крутого парня, который большую часть времени бегает в рубашке, пропитанной кошачьей мочой. Жаль, что у Хейза не было больше возможностей сыграть главные роли.
Настоящим открытием фильма стала Нишель Николс. Известно, что актёры оригинального "Звёздного пути/Star Trek" настолько сильно ассоциируются со своими ролями, что всё остальное в их карьере практически забыто. Однако роль Доринды в "Грузовике Тёрнере" превосходит её "стартречную" роль Ухуры, поскольку Доринда – одна из самых злобных и ненавистных стерв, когда-либо запечатлённых в кино. Нишель Николс просто сенсационна в этой роли, и редко когда так сильно хочется увидеть, как злодейка получает по заслугам. Жаль, что роль Доринды стала единственным появлением мисс Николс в жанре blaxploitation, но зато каким ярким оно было! Она полностью затмевает всех в кадре, произнося свои грубые, полные брани диалоги с чистой, неподдельной радостью. У персонажа столько ярких реплик ("Я не продавала свою киску с пятнадцати лет, когда поняла, что могу продавать других сучек вместо этого"), что можно подумать, будто фильм написал сам Тарантино.
Яфет Котто превосходен в роли Гарварда Блу. Это не определяющая роль в его карьере, но он привносит в неё достаточно харизмы. Персонаж Котто появляется только спустя 45 минут, подъезжая на лимузине к похоронам, чтобы плюнуть на гроб в кадре с точки зрения покойника. Это шикарный способ представить крутого злодея!
Стоит упомянуть отличный саундтрек Хейза. Драйвовые ритмы, гитары с эффектом "wah-wah" и фирменный глубокий вокал Хейза создают захватывающую атмосферу и просто ласкают слух. Заглавная тема даже была использована Квентином Тарантино в сцене в "Убить Билла/Kill Bill", когда Ума Турман сбегает из больницы. Фанковая музыка Айзека Хейза идеально дополняет энергетику фильма, а заглавная тема подчёркивает крутость Тёрнера в духе "Шафта". В обеих композициях упоминается имя главного героя с восхвалением его крутости (что логично, автор же один и тот же).
"Грузовик Тёрнер" – один из лучших представителей жанра blaxploitation. Это чисто развлекательное кино, которое никогда не воспринимает себя серьёзно и не стремится делать глубоких социальных заявлений, а просто предлагает дикую, кровавую и фанковую поездку по суровым улицам Лос-Анджелеса. Рекомендую, но помните: если кто-то спросит, что случилось, скажите, что вас сбил грузовик Тёрнер ))
Оценка: 9+/10










Теги:

