Рецензия на фильм "Главный охотник на ведьм / Великий Инквизитор"

Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Главный охотник на ведьм / Великий Инквизитор / Witchfinder General / Conqueror Worm" (1968)

Director: Michael Reeves
Cast: Vincent Price; Ian Ogilvy; Hilary Heath; Robert Russell; Rupert Davies; Patrick Wymark

В руки Тони Тенсеру попала книга английского писателя Рональда Бассета "Witchfinder General", в центре сюжета которой, историческая фигура 17 века по имени Мэтью Хопкинс, утверждавший, что по поручению парламента исполняет обязанности главного охотника на ведьм. Книга, несмотря на множество несоответствий с реальными историческими событиями, произвела на главу Tigon Productions благоприятные впечатления, и он увидел в романе потенциал для отличного фильма. Тенсера предложил картину молодому режиссёру Майклу Ривзу, который только что закончил для Tigon околохоррорную ленту "Волшебники/The Sorcerers" (1967), с Борисом Карлоффом в главных ролях. Воодушевленный занимательным проектом, Ривз представил Тенсеру первые схемы-наброски будущего фильма. Виденье картины продюсеру понравилось, и он по попросил молодого человека, как можно быстрее написать полный сценарий фильма, так как производство должно начаться в сентябре 1967 года, чтобы по возможности избежать съемки в холодную погоду.

За помощью Майкл Ривз обращается к своему другу детства Тому Бейкеру (вместе с которым, он написал сценарий "The Sorcerers"). Парни начали разработку сценария, рассчитанный на участие в проекте Дональда Плезенса, но свои коррективы внесли американцы, в лице American International Productions, у которых был контракт со звездой Винсентом Прайсом, так что от услуг Плезенса пришлось отказаться, а Бейкеру и Ривзу пришлось менять оригинальную концепцию, ибо они были уверены, что Прайс не сможет сыграть такого Мэтью Хопкинса, которого они задумали, в итоге они просто упростили своего персонажа. Однако на этом проблемы с сценарием не закончились. Согласно местному законодательству, киношники должны предоставить свой сценарий в "Британский Совет Киноцензуры" (BBFC), чтобы Совет одобрили проект или наоборот завернул. За месяц до начала съемок Тони Тенсер представил на суд кинобюрократов первый вариант сценария, который был возвращен через несколько дней с нелестными отзывами - "совершенно зверский" и "омерзительный". Бейкер и Ривз скрепя сердца все пожелание Совета учли, вырезав спорные и жестокие моменты. Через две недели, Тенсер скрестив пальцы принёс в BBFC второй вариант сценария. Реакция была почти такой же, он был возвращен Тенсеру с исчерпывающим списком требований. Третий и окончательный вариант сценария полностью удовлетворил Совет, правда пришлось пожертвовать самыми сочными эпизодами, а кровавый финал с цыганами был полностью переписан. Хотя "цыганское окончание" убрали по требованию самого Тенсера, так как тот не захотел тратить деньги на приглашение дополнительной группы статистов. Уладив все проблемы со сценарием, при этом уложившись в срок, Майкл Ривз приступил к съемкам своего самого известного, но к сожалению последнего фильма...

Действие фильма происходит в Англии 1645 года. Страна охвачена кровавой гражданской войной, идёт противостояние между партией роялистов короля Карла Первого и парламентской партией под руководством генерал-лейтенанта Оливера Кромвеля. Правопорядок в стране пришёл в полный упадок, местные магистраты преследуют свои собственные интересы, подобная обстановка в государстве стало раздольем для различных проходимцев и благодатной почвой для появления таких людей, как Мэтью Хопкинс (Vincent Price), использующий данную ситуацию в своих интересах. Спекулируя на суевериях жителей, пользуясь при этом полной поддержкой местных органов власти, Хопкинс развернул бурную деятельность по искоренению в стране колдовства и черной магии, что включала в себя пытки и убийства людей.

Путешествуя по востоку Англии, Хопкинс вместе со своим помощником Джоном Стерном (Robert Russell), убивает и насилует ни в чем неповинных людей, получая щедрое вознаграждение за свою сомнительную работу. Однажды эту парочку заносит в небольшую деревеньку, где по сведениям, местный священник Джон Лоус (Rupert Davies) связан с нечистой силой. После пыток, не признавшегося священника бросают в тюрьму, а его молоденькая племянница Сара (Hilary Heath) становится объектом сексуальных утёх для кровавых инквизиторов. Позабавившись с девушкой, Хопкинс отдаёт приказ повесить священника, а сам отправляется в следующую деревню, где его ожидает очередная порция ведьм.
Тем временем, солдат армии Кромвеля Ричард Маршалл (Ian Ogilvy) узнав про злодеяния Хопкинса и Стерна, возвращается в родную деревню к своей возлюбленной Саре, племяннице повешенного священника. Услышав всю горькую правду, Ричард клянется отомстить Хопкинсу...

Производство фильма началось 18 сентября 1967 года с рекордным для студии Tigon бюджетом в размере 83000 фунтов, из которых 32 дала A.I.P, рассчитывая списать эти деньги из налогооблагаемой базы. 5000 фунтов накинул бывший Би-Би-Эсовский продюсер Филип Уэддилав, в обмен на внесения его имени в титры в качестве ассоциированного продюсера. Остальные деньги добил сам Тони Тенсер. Съемки картины проходили гладко, за исключением антагонистических отношений, которые сложились между Ривзом и Прайсом. Как я уже писал выше, изначально режиссёр хотел видеть в главной роли только Дональда Плезенса, но студия A.I.P настояла на кандидатуре Винсента Прайса, а как говориться - "кто платит, тот и заказывает музыку". Раздраженный Майкл Ривз не скрывал своего негатива в сторону американского актера, он даже отказался встречать в лондонском аэропорту Хитроу приезжую звезду, вместо него поехал Филип Уэддилав. Прибывший на съемочную площадку, первое, что услышал Винсент Прайс от дерзкого режиссёра – "Я не хотел тебя, я до сих пор не хочу тебя, но я застрял вместе с тобой". Каждый съемочный день начинался с ругани актера и режиссёра, недовольный очередным замечанием Ривза, Винсент спросил его - "Я снялся больше чем в восьмидесяти фильмах, а что снял ты?", на что смышленый режиссёр ответил - "А я снял два хороших фильма". Впоследствии актер признавался, что съемки в "Witchfinder General" стали самым неприятным опытом во всей его карьере, хотя через год, уже после смерти Майкла Ривза, Прайс написал открытое письмо, в котором он понимал всё негодование покойного режиссёра и больше не осуждал его, а роль Мэтью Хопкинса назвал своей лучшей ролью в карьере. Хоть это и спорное заявление, ибо у Прайса есть куда более интересные работы, однако в этом фильме он сыграл действительно отлично, по всей видимости сказалось постоянное гнобление со стороны Ривза.

Картина не смотря на все проблемы до и вовремя съемок получилась отменной, история нигде не провисает, всё смотрится гармонично, даже скомканный и недосказанный финал, не портит впечатления. Сюжет фильм течет весьма размеренно, без резких скачков, что помогает зрителю с головой погрузиться в атмосферу Английской революции Кромвеля, и бардака, творящегося в городах и сёлах, пока две партии выясняли, кто из них самая крутая. Вообще, фильм очень силен деталями. В нем потрясающе показано до мельчайших подробностей ужасы инквизиции - изнасилования, пытки и убийства. С нелицеприятной стороны показаны обычные люди - женщины продают свои тела за деньги или чтобы спасти своих близких. Коррупция захлестнувшая Англию. Безразличность горожан на происходящее перед их глазами преступления. Стоит отметить, что причисление картины Майкла Ривза к жанру хоррору - утверждение очень спорное, перед нами историческая драма, основанная на реальных событиях. Единственное, что сближает фильм с темным жанром, это показанные пытки и насилие, которые заставляли публику конца 60-х годов закрывать глаза и вскрикивать от увиденного. Для современного зрителя, всё это "насилие" выглядит весьма наивно, и подобным сейчас уже никого не удивишь. Что касается выше упомянутых "реальных событий", то в картине огромное количество так называемой "отсебятины". В фильме Мэтью Хопкинс показан, как мужчина в возрасте, хотя в реальной жизни, он стал охотником на ведьм, когда ему было около 25 лет. Его карьера рано началась и также рано закончилась, в 1647 году он умер в своём доме, вероятно, от лёгочного туберкулёза. Согласно фильму и книге (в которой исторических фактов было тоже не много), Хопкинса забил насмерть топором мстительный солдат, как видите, ни о каком туберкулезе и речи не идёт. Фильм немало критиковали из-за множества несоответствий с реальной историей. К примеру доктор Малкольм Гэскилл, научный сотрудник и автор книги "Witchfinders: A 17th-Century English Tragedy", назвал фильм Ривза - "пародией".

Несмотря на всю критику, фильм смог принести хорошую прибыль своим создателям. Согласно журналу "Cinefantastique" картина заработал в прокате полтора миллиона долларов, биограф Ривза Бенджамин Халлиган заявил, что прибыль была около десяти миллионов, в общем истина, где-то по середине. Кассовые сборы на родине оставляли желать лучшего, хотя и была проведена заметная рекламная компания, зато в Штатах фильм ждал коммерческий успех, возможно из-за того, что там картина прокатываясь в своем первоначальном, некастрированном виде, за исключением названия, которое американский дистрибьютор AIP, изменил на "The Conqueror Worm". Сделано это было в попытке связать ленту с серией ранних кормановских экранизаций произведений Эдгара Алана По, в который снимался Винсент Прайс. Чтобы хоть как-то оправдать название, глава A.I.P Сэм Аркофф попросил Прайса зачитать пролог и эпилог из одноименной поэмы По. Такой обман с названием вызвал небольшой скандал в Гонг-Конге. Группа британских моряков на своей военно-морской базе посмотрела картину под своим оригинальным названием – "Witchfinder General", спустя неделю, моряки высадившиеся в гонконгском порту, зашли в местный кинотеатр, где как раз крутился американский релиз, с названием "The Conqueror Worm". Какое же было удивление у морячков, когда они поняли, что снова смотрят тот же фильм, только под другим именем. Взбешенные таким обманом, они сразу же потребовал свои деньги назад, однако менеджер им отказал, обиженные моряки устроили настоящий погром в зале кинотеатра. Испугавшись за свой бизнес, менеджер передумал и вернул им деньги, а счет за причиненный ущерб выставил ушлой студии A.I.P.

Подводя итог, скажу: фильм действительно стоит того, чтобы его посмотреть. Великолепная мрачная атмосфера, отличная актерская игра и интересный, незатасканный сюжет, который породил новой тренд в жанровом кино – тема инквизиции, особенно преуспели в этом немцы. В Германии "Witchfinder General" стал настоящим хитом, за непродолжительный временной период, на суд местной публики немецкие киноделы выкинули ряд схожих картин. Не только арийцы пытались сделать схожие фильмы, даже в родной Британии появлялось нечто похожее. Своим последним фильмом, молодое дарование Майкл Ривз навсегда вписал своё имя в киноисторию, но объективно говоря, весь ажиотаж вокруг картины, связан с ранней смертью его создателя, которому пророчили славу лучшего британского режиссера своего поколения.
Оценка: 10/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.