Обзор фильма "Переход"

Представляем вашему вниманию обзор фильма "Переход / The Passage" (1979)

Director: J. Lee Thompson
Cast: Anthony Quinn; James Mason; Malcolm McDowell; Christopher Lee; Patricia Neal

После ряда голливудских картин, Джей Ли Томпсон не забывал про родную Британию, куда он периодически заезжал, соглашаясь на предложения местных продюсеров. Одним из таких предложений, стала экранизация романа Брюса Николайсена "Perilous Passage", написавший так же и сценарий к фильму. Снимали картину на лоне природы Пиренейских гор, ни каких декораций, что само собой радует глаза, а известные актеры разыграли увлекательную историю про...

1940 год. Первые месяцы оккупации фашистами Франции. К живущему у подножья Пиренейских гор пожилому баску (Anthony Quinn) обращаются члены французского Сопротивления, с просьбой помочь перевести через Пиренеи в Испанию известного ученого Джона Бергсона (James Mason). После не продолжительного торга, баск соглашается, однако всё мероприятие усложняется тем, что профессор решил взять с собой свою семью, которая очень сильно будет тормозить тяжелый переход. А самое главная проблема в том, что по приказу нацисткой верхушки, Бергсону "на хвост сел" одержимый фанатик СС капитан фон Берков (Malcolm McDowell), который не знает ни жалости, ни сострадания, убивая всех тех, кто хоть как-то помогает семье беглеца.

Фильм "Переход" – это очередной плюс в копилку режиссёра Джей Ли Томпсона, у которого получился отличный антифашистский остросюжетный боевик, в котором мужественный Энтони Куинн играет в "кошки-мышки" с эсэсовским садистом Малкольмом Макдауэллом (очень харизматично сыграл свою мерзкую роль). Помимо классно поставленного боевика, фильм рассказывает о поведении людей в экстремальных ситуациях. Когда человека сильно прижимают, у него в основном два выхода: покорно сдаться или бороться за свою жизнь. Но в действительно экстремальных ситуациях, в том числе и на войне оба выхода принимают немного другие обличия: одни борются из последних сил, выживают, именно выживают, т. к. жизнь иногда принимает нечеловеческое обличие: смерть близких, насилие, страдания - все это сваливается на бедную голову и так уже потрясенного Джона Бергсона.

На деле имеем достаточно простецкую историю, совмещающую в себе и военный боевик и драму. Все прелести войны: нацисты, повстанцы и, конечно же, перестрелки - досталось от первой составляющей. А дружба, утрата близких и родных - естественно от второй, хотя драма здесь получилась слишком одноуровневая и линейная, жалкая перетяжка на мотивы "Ночного портье/The Night Porter" с гуманистическим душком. Сюжет местами бескрайне глуп, а некоторая историческая достоверность сомнительна, к примеру напортачили с чёрной эсэсовской формой, которой на момент войны с Францией, уже и не было. Да и Испания, не занималась приютом беглых евреев, периодически выдавая их правительству Германии.

Не забыли создатели и про пресловутый "расовый вопрос". Вопрос о геноциде по национальному признаку, о тотальном уничтожении целой нации. В целях получении информации, о том, куда убежал разыскиваемый ученый, фон Берков уничтожает целый цыганский табор, которые и во все на цыган не похожи. Кстати цыганского барона сыграл ещё одна звезда данной постановки - культовый Кристофер Ли. Этот фильм был настолько вызывающим, что в Штатах он был показан в одном только захудалом кинотеатре и то только в течение одной недели. В дальнейшем, даже не был выпущен на видео носителях. Актер Малкольм МакДауэлл смог посмотреть фильм, только в 1982 году, когда спали цензурная хватка.

В заключение всего выше сказанного хочется привести слова актрисы Умы Турман из интервью 2003 года - "Когда я была молодой, то посмотрела один фильм, который назывался "The Passage". Он меня очень испугал. Я думала, что Малкольм МакДауэлл на самом деле откромсал кому-то пальцы. Я и до сих пор так думаю".
Оценка: 7-/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.