Обзор фильма "Дьявол"
Представляем вашему вниманию обзор фильма "Дьявол / El diabolico" (1977)
Director: Giovanni Korporaal
Cast: Jorge Humberto Robles; Carlos East; Jorge Russek; Milton Rodriguez; Ana Verdugo; Lance Hool
Мексиканская кинопромышленность, в свое время приносившая огромные доходы стране, быстро теряет рынки сбыта, падает и рост кинопродукции. В обстановке кризиса в 1964 года по инициативе одного из отделов Синдиката работников кинематографии организуется Первый конкурс экспериментального кино. Впервые получено разрешение на демонстрацию фильмов без предварительного цензурного отбора, что дало толчок начинающим и не очень режиссёрам, со своеобразным киновиденьем. Новое поколение мексиканских кинореволюционеров продемонстрировала публике до селе невиданные или запретные темы. Большинство "творцов" принялись освещать проблемы социума, находились и те, кто вкладывал в свои детище "революционные нотки". Однако был небольшой пласт киношников, показывавшие в своих работах, как правило, снятых на стыке жанров, комбинируя общеизвестное в неведомых ранее сочетаниях, некую симпатию к Дьяволу, будь то "Алукарда/Alucarda" Хуана Лопеса Моктесумы или "Дьявольский конь/El caballo del diablo" Федерико Куриэля. В 1977 году усилиями уроженца Нидерланд Джованни Корпораал (в 70-х годах вернувшийся в родную Мексику), зрители увидели очередной жанровый гибрид под названием "El diabolico", в котором на протяжении всего фильма витала "дьявольская тема"...
Покой маленького сонного городка нарушает ужасная трагедия – некто изнасиловал и убил дочь местного банкира. Преступника вычислили быстро, им оказался бандит Дэйв Боланд (Carlos East), который до убийства, успел ограбить банк. Однако Боланд непростой преступник, при помощи таинственного амулета, им управляет сам Дьявол. Несмотря на все свои мистические силы, ему не удалось избежать виселицы, но перед смертью, Боланд поклялся отмстить банкиру и местному шерифу Джессу Моргану (Milton Rodriguez). Орудием мести стал чистильщик сапог и просто городской дурачок Оскар Питерсон (Jorge Humberto Robles), которому Боланд перед смертью передал свой амулет, превратив местного неудачника в грозного и неуловимого стрелка. Ведомый проклятой вещицей, он не знает жалости и сострадания, убивая всех тех, кто встал на его пути, и как бывший владелец амулета, он тоже не прочь изнасиловать и заклеймить какую-нибудь девушку, и пока страшная клятва не будет исполнена, одержимый Оскар не сможет обрести покой...
"Дьявол" Корпораала меня приятно удивил, перед просмотром у меня было стойкое чувство, что это будет сугубо развлекательный фильм, какие я привык видеть в мексиканском кинематографе, но я оказался не прав. Фильм не насыщен каким-то "бешеным" действием, а наоборот, он нерачительно медлен и тягуч, с каждой минутой погружая зрителя в атмосферу безумия. Практически полное отсутствие диалогов, подливает атмосферности происходящему и добавляет дьявольского очарования фильму. От некоторых сцен трудно оторвать взгляд – настолько красиво режиссер, словно художник, рисует панораму пустынной песчаной местности, в которой словно оазис, стоит дом молодой и симпатичной индианки.
Сюжет получился удивительно прямолинейным, его простота, это как палка о двух концах. С одной стороны, периодически лаконичность и предсказуемость можно отнести в разряд минусов, но с другой стороны, как известно, чем проще сюжетная линия, тем больше шансов, что она окажется логически доведенной до конца, не оставляя вопросов зачем, почему и что это было. Сюжет "El diabolico" аккуратно и гармонично доведён до конца. Есть сатанист, благодаря мистическому амулету, творящий всякие жестокие "шалости". Его поймали и казнили, перед смертью он поклялся отмстить палачам, а воплотить клятву в жизнь должен его приемник Оскар Питерсон, вот собственно и вся сюжетная линия, без каких-либо ответвлений. Персонажи особым колоритом не блещут, понравились только центральные демонические герои Оскара и Боланда, и как антипод - невинная девушка Тана, молчаливый и страдательный образ, единственный персонаж, которому хоть немного сопереживаешь.
Больше всего в "Дьяволе" преобладают элементы взятые из вестерна, от хоррора достался самый минимум, а это значит, что по закону жанра, в картине не обошлось без классических перестрелок и скачек, но этого добра мало, вставили туда, где по сюжету необходимо. Видно, что Джованни Корпораал не преследовал цель – развлечь публику, а вот жутковатой атмосферы в фильм нагнал. Очень много сцен, в которых присутствует насилие и жестокость, но режиссёр палку не перегибает, и показывает исключительно то, что непосредственно нужно показать, это же относится и к обнаженки, так что фильм не проваливается в рядовой экспло с немотивированным насилием ради насилия.
Как итог: получился мрачный и очень атмосферный сплав вестерна и хоррора.
Оценка: 9/10