Джон Гиллинг
Джон Гиллинг (John Gilling)
"Я думаю, мои фильмы имели успех, потому что их считали способом ухода от насущных проблем""
© Джон Гиллинг
Джон Гиллинг родился в 29 мая 1912 году. В 15 лет он оставил школу ради работы обычным клерком в топливной компании, а через три года отправился в Америку, где поменял много профессий от посудомойщика до парковщика, пока ему не улыбнулось фортуна, и он смог прорваться в кинематограф в качестве каскадера и актера эпизодических ролей. Вернувшись в Англию, Гиллинг получил работу у своего дяди в качестве помощника режиссера, а затем с 1939 по 1946 год проходил службу в звании младшего лейтенанта на Королевском военно-морском флоте. Оставив службу, Джон снова пробует свои силы в кинематографе, и продает свой первый сценарий "Чёрная память/Black Memory" студии Gilbert Church Productions. Гиллингом было написано много сценариев, прежде чем он снял в 1948 году свой дебютный фильм - короткометражную драму "Побег из Броудмура/Escape from Broadmoor". Позже он снял и спродюсировал последний фильм в франшизе о старухе Райли "Старуха Райли встречает вампира/Old Mother Riley Meets the Vampire". Этот первый вампирский фильм в истории британского кино, был выпущен в 1952 году, главную роль в картине сыграл самый известный кино-кровосос - Бела Лугоши.
Первый сценарий для студии Хаммер Джон Гиллинг представил в 1950 году и назывался он "Дик Бартон в Африке". Изначально, этот фильм должен был стать квадриквелом в долгоиграющий франшизе про специального агента Дика Бартона, но проект не состоялся в связи с трагической смертью в автокатастрофе исполнителя главной роли - Дона Стэннарда. В том же 1950 году, Гиллинг написал сценарий "Человек в черном/Man in Black" на основе популярного и длительного радио-шоу "Свидание со страхом/Appointment with Fear", в котором снялись Валентайн Дайалл и Сидни Джеймс. Снятый режиссером Френсисом Сирлом в поместье Oakley Court, фильм по сценарию Гиллинга был изобретательной и ловкой смесью из убийств, безумия и ужаса, став первым психологическим триллером студии Хаммер. Затем последовал ещё один сценарий - интеллектуальная адаптация истории о Джеке Потрошителе под названием "Съёмная комната/Room to Let", основанная на телепьесе Марджери Эллингэм для BBC.
Сценарии Гиллинга для Хаммер продолжились такими проектами: "Леди ищет приключений/The Lady Craved Excitement", "Крылья опасности/Wings of Danger" (режиссёра Теренса Фишера) и "Шепчущий Смит покоряет Лондон/Whispering Smith Hits London". На съемках последнего фильма, Джон Гиллинг серьезно поругался с основателем студии Хаммер Джеймсом Каррерасом, который сказал Гиллингу, что тот никогда больше не будет работать на его компанию.
В конце пятидесятых годов Джон Гиллинг был приглашен на работу в компанию Triad Productions, которая принадлежала двум друзьям продюсерам Роберту С. Бейкеру и Монти Берману. Для Triad Гиллинг снял всего одну картину - "Плоть и изверги/The Flesh and the Fiends" (1960). Этот мощный фильм с Питером Кушингом в роли доктора Нокса и Джорджем Роузом и Дональдом Плезенсом в ролях печально известных похитителей тел Бёрка и Хэра, стал лучшим в карьере Гиллинга, и неудивительно, что его кандидатура снова приглянулась хаммеровскому руководство. Он вернулся в студию Брэй в конце 1960 года, чтобы снять "Тень кошки/The Shadow of the Cat", камерный триллер о кошке, мстящей убийцам своей хозяйки. Фильм производства ВНР Films, компанией созданной сценаристом Джорджем Бакстом, продюсером Джоном Пенингтоном и театральным агентом Ричардом Хаттоном специально для съемок "The Shadow of the Cat". Дебютный фильм ВНР взяла под своё крыло студия Хаммер, выделив на съемки бюджет в размере 70000 фунтов стерлингов, который разросся до итоговой цифры в 81000 фунтов.
В начале 60-х годов, Гиллингу выдалась возможность поработать в приключенческом жанре, о котором он всегда мечтал. Ради этого, он основал свою производственную контору со скромным названием John Gilling Enterprises, первым (и последним) проектом который, стал приключенческий фильм "Ярость в заливе Контрабандистов/Fury at Smugglers' Bay", снятый по его собственному сценарию. Несмотря на красивую картинку и громкие актерские имена, лента не нашла отклика у зрителей. Провал в прокате похоронил новосозданную контору John Gilling Enterprises, но к счастью для самого Гиллинга, провал не похоронил его карьеру. Мало того, руководство студии Хаммер коммерческое фиаско "Fury at Smugglers' Bay" несколько не смутило, и они охотно вкладывались в его дальнейшие приключенческие проекты.
После "Пиратов Кровавой реки/The Pirates of Blood River" 1962 года Гиллинг полностью восстановил отношения с Хаммер, но немного испортил с актером Кристофером Ли. "Пиратов, чьё действие происходило где-то в Вест-Индии, снимали в студии Брэй и на территории Блэк-парка в графстве Бакингемшир", вспоминал он. "Не думаю, что Крис Ли когда-нибудь простит мне тот переход реку вброд. В том году было очень холодно". С 1963 по 1965 год выходит сразу два приключенческих фильма Гиллинга с Оливером Ридом в главных ролях - "Алое лезвие/The Scarlet Blade" и "Кандагарский бандит/The Brigand of Kandahar", обе картины сняты по его собственным сценариям.
В 1964 году Энтони Нельсон Кис передал Гиллингу оригинальный сюжет Дж. Ллевелин Дивайна под названием "Горгона/The Gorgon". Хотя Гиллинг переработал его в один из своих лучших сценариев для Хаммер, по его мнению, фильм, снятый режиссер Теренсом Фишером, оказался "весьма посредственным". 1966 год оказался самым успешным временем в карьере Джона Гиллинга, именно тогда на экраны вышла так называемая "Корнуэльская классика": "Рептилия/The Reptile" и "Чума Зомби/The Plague of the Zombies" - два отличных фильма по оригинальным сценариям Питера Брайана и Джона Элдера (псевдоним Энтони Хиндса) соответственно. Гиллинг обладал полным контролем над сценариями и переписал их оба, так как снимал их одновременно "спина к спине".
Последним фильмом Джона Гиллинга для студии Хаммер стал "Саван мумии/The Mummy's Shroud" 1967 года, неброская лента об оживший мумии, примечательная тем, что была последней из снятых Хаммер на студии Брэй. В 1970 году Гиллинг эмигрировал в Испанию, и через некоторое время вдоволь позанимавшись живописью и по путешествовав по Европе, он написал сценарий, по которому снял фильм "Крест Дьявола/La cruz del diablo", свой последний хоррор, снятый по всем правилам архаичного хаммеровского стиля в содружестве с местным испанским классиком Полом Нэшим, ставшим еще и продюсером картины. Джон Гиллинг умер в Мадриде 22 ноября 1984 года.
Фильмография // Режиссёр // Сценарист:
9. The Mummy's Shroud / Саван Мумии (1967)
8. The Plague of the Zombies / Чума Зомби (1966)
7. The Reptile / Рептилия (1966)
6. The Brigand of Kandahar / Кандагарский бандит (1965)
5. The Night Caller / Ночной гость (1965)
4. The Gorgon / Горгона (1964) Сценарист
3. The Scarlet Blade / Алое лезвие (1963)
2. Fury at Smugglers' Bay / Ярость в заливе Контрабандистов (1961)
1. The Shadow of the Cat / Тень кошки (1961)