Обзор фильма "Последние дни Помпеи"

Представляем вашему вниманию обзор фильма "Последние дни Помпеи / Gli ultimi giorni di Pompei / The Last Days of Pompeii" (1959)

Last_Days_of_PompeiiDirector: Mario Bonnard; Sergio Leone
Cast: Steve Reeves; Christine Kaufmann; Fernando Rey; Barbara Carroll; Anne-Marie Baumann; Mimmo Palmara; Ignazio Dolce

Под впечатлением от полотна Карла Брюллова "Последний день Помпеи", английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон написал одноименный роман, ставший в будущем, основой для многих фильмов. Первая экранизация книги произошла в далеком 1908 году. Этот короткометражный фильм, снятый итальянскими киношниками, мало кто видел из зрителей, особенно из современной публики, но последующие экранизации были намного заметней предшественника, а через 50 лет, силами всё тех же итальянцев, вышла самая известная экранизация романа Бульвер-Литтона, над который работали практически весь цвет итальянского жанрового кинематографа.

Вернувшись из долгого похода, центурион Главк (Steve Reeves) узнает, что его родной дом в Помпеях разграблен, а отец убит бандой безжалостных душегубов терроризирующий город, оставляя на стенах домов - нарисованный крест, в качестве своей визитной карточки. Главк клянется отомстить убийцам, и первые кто попадает под подозрение - христиане, ведь крест является главным символом христианской религии.
Тем временем, консул Помпей Асканий (Guillermo Marin) ради того, чтобы убедить Императора, что массовые убийства не признак неблагополучия его города, закатывает общегородской праздник. Во время гуляний, местный воришка Антоний (Angel Aranda) крадёт у пьяного солдата мешочек с деньгами, в котором помимо монет, оказывается перстень, принадлежащий отцу Главку, а также черный капюшон, идентичный тому, который носили банда убийц. Кровавый след ведёт во дворец правителей города, однако все убийства и гонение христиан отходит на задний план, когда проснулся величественный вулкан Везувий, расположенный поблизости с Помпеям. Неистовая стихия обрушивается на город и его жителей...

Last_Days_of_Pompeii_001 Last_Days_of_Pompeii_002

Марио Боннар, ныне практически полностью забытый театральный постановщик и актер, пришедший в кино в далеком 1908-м году, именно в тот год, когда появилась первая экранизация романа Бульвер-Литтона. Он снимал фильмы в эпоху немого кино, даже в дни фашизма не прекращал заниматься своим любимым делом. В начале 50-х, Боннар взял шефство над двадцатилетним Серджио Леоне, тогда еще подрабатывающей на должности помощника режиссера, в этом качестве Леоне участвовал во многих картинах, включая и американские крупнобюджетные пеплумы. В 1959 году семидесятилетнему Марио Боннару предложили снять очередной фильм в жанре пеплум, на что тот с радостью согласился, однако в первый день съемок, как только он прибыл с актерами и съемочной командой в Испанию, Боннар почувствовал серьезное недомогание из-за проблем печени и он был заменен помощником режиссера Серджио Леоне. По вине случая, Леоне примерил новую для себя роль режиссера. Помогал ему в этом - будущий именитый режиссер и второй (после Леоне) эксперт по спагетти-вестернам - Серджио Корбуччи, нанятый еще Боннаром, как режиссер второй группы. Но "звездность" фильма на этом не заканчивается, участия в картине двух Серджио, это лишь верхушка айсберга. За сценарий "Помпей" отвечали пять человек, среди которых: Дуччо Тессари, постановщик двух картин про Ринго ("Пистолет для Ринго/Una pistola per Ringo" и "Возвращение Ринго/Il ritorno di Ringo") и Эннио Де Кончини, получивший в 1963 году премию Оскар в номинации Лучший оригинальный сценарий за фильм "Развод по-итальянски". Энцо Барбони, будущий режиссёр комедийного спагетти-вестерна "Меня зовут Троица/Lo chiamavano Trinità", в данной картине засветился в качестве помощника оператора. Создатель культового хоррора "Пускай мертвые лежат в могилах/Non si deve profanare il sonno dei morti" испанец Хорхе Грау, в "Помпеях" занимал должность консультанта по цвету, а мастер ужасов Лючио Фульчи поработал над картиной в качестве ассоциированного продюсера.

Last_Days_of_Pompeii_003 Last_Days_of_Pompeii_004

Согласны, что такие имена подкупают? Но! Эти имена фильму особо не помогают, получился крепкий и, к сожалению, проходной фильм. Первые кто обожжется на просмотре данной ленты – это поклонники Эдварда Бульвер-Литтона, и в особенности те, кому понравилось его роман "Последний день Помпеи". Несмотря на то, что в титрах указано имя писателя, эта итальянская постановка имеет только мимолетное сходство с книгой. Многие главные герои присутствуют и упоминаются в ней, а именно - Главк, Арбасес, Иона и Нидия, но сюжетные линии вокруг них сильно изменены, а многие элементы вовсе опущены. Команда из пяти сценаристов сплетают новую историю вокруг гонения христиан, а это явная попытка нажиться на популярной во все времена – библейской теме. Как бы то ни было, сценарий написан хорошо, но кажется, что упущено довольно много деталей, особенно вокруг злодеев в храме, чьи мотивы мне показались очень неправдоподобными и чьи методы выглядят излишне сложными. Положительные персонажи прописаны по классическим канонам, правда, от их положительности, а одном месте становиться приторно, но всё-таки на дворе 59 год, можно простить однобокость героев.

Last_Days_of_Pompeii_005 Last_Days_of_Pompeii_006

Как я уже писал выше, в первый день съемок у руля постановки встал Серджио Леоне, то ли он не ожидал такого поворота, то ли испугался возложенной ответственности, но ничего серьезного он не показал, с таким же успехом фильм мог снять сам Стивен Ривз. К счастью спасает положение декорации города, они очень хороши. Детальный показ римской жизни также весьма интересен - есть даже некоторые тонкие упоминания многочисленных публичных домах и борделях, которые украшали каждый уголок обреченного города. Одна из финальных сцен происходит в амфитеатре, которые, вероятно, являются самыми впечатляющими декорациями из всех. Под занавес, эти декорации эффектно порушили, хотя странно, что на протяжении всего фильма, нам не показывали и не намекали о надвигающийся трагедии, тянули до самой кульминации, и если бы не название, трудно было бы догадаться, что картина про гибель Помпей. Сам кульминационный момент хорошо поставлен, с использованием пиротехники для взрыва часть холмов, чтобы на экране достоверно смотрелся проснувшийся Везувий, тем самым создатели избегали монтажных склеек с использованием документальных сцен извержения вулкана. Разрушение города довольно мрачное зрелище, в это время главные персонажи растворяются в массовом бегстве, и есть некоторая напряженность вокруг тех, кто выживет. Музыка Анджело Франческо Лаваньино особо не выделяется, но отлично ложиться на видеоряд.

Last_Days_of_Pompeii_007 Last_Days_of_Pompeii_008

"Последние дни Помпеи" – это третий пеплум фильм в карьере Стива Ривза, так что в этом жанре он чувствует себя, как рыба в воде, и показывает не только свою мускулатуру, но и неплохую актерскую игру. Правда, для самого Ривза, этот фильм стал трагичным. Он получил травму плеча, которая поставил крест, как на карьере культуриста, так и в последствии на его кинокарьере. Испанский характерный актер Фернандо Рей, больше всего известный по ролям в картинах Луиса Бунюэля. Здесь же он сыграл главного антагониста, и справился на отлично, выделяя своего героя из большего количества карикатурных злодеев фильмов в жанре пеплум. Мужские взоры порадует - привлекательная Кристина Кауфманн, известная, как одноразовая жена Тони Кертиса, но её здесь очень мало, и всё по вине сжатого сценария.

Фильм получился достаточно красивый, пусть и не такой впечатляющий, как хотелось бы. За совокупность впечатлений ставлю среднюю и вполне достойную оценку.
Оценка: 6/10

Last_Days_of_Pompeii_009 Last_Days_of_Pompeii_010

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.