Рецензия на фильм "Человек - проекция"
Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Человек - проекция / The Projected Man" (1966)
Director: Ian Curteis; John Croydon
Cast: Bryant Haliday; Mary Peach; Ronald Allen; Norman Wooland; Tracey Crisp; Derek Farr
Ричард Гордон - один из наиболее известных британских horror/sci-fi продюсеров пятидесятых, начала семидесятых годов. Как и все его соратники по цеху, Гордон выпускал все, что было в то время на пике популярности, а 60-х годах балом правили фильмы ужасов, с которых Гордон получал хорошую кассу. Его младший брат - Алекс Гордон, в то время работал в Голливуде на именитых жанровых дельцов Джеймса Николсона и Сэма Аркоффа и их известную контору "American International Pictures". В свободное от работы время, Алекс отсылал брату в Англию сценарии или истории, которые Аркофф и Николсон отвергли по какой-либо причине. Среди большего потока сюжетов, в руки Ричарду Гордона попался сценарий под названием "The Projected Man", написанный американским писателем Фрэнком Кваттрокки. История ему понравилась, и он показал её своему партнеру продюсеру/сценаристу Джону Кройдону, с которым сотрудничал над рядом картин. Кройдону тоже приглянулся сюжет, и он вызвался в кратчайшие сроки переделать сценарий, чтобы адаптировать его под Британские реалии, так как события в оригинале разворачиваются на улицах Лос-Анджелеса. Снова при помощи своего младшего брата, Ричард Гордон приобретает права на "The Projected Man" у Фрэнка Кваттрокки, а Джон Кройдон берёт себе в помощь Хаммеровского сценариста Питера Брайана, вместе с которым всего за пару дней отшлифовали сценарий Кваттрокки.
Такая спешка была связана с желанием удешевить производство и снять картину бок о бок с готовившимся хоррором "Остров ужаса/Island of Terror", но глава Planet Film Productions Том Блэйкли, под чьим лейблом снимался "Остров", на отрез отказался от этой затеи. Пришлось Гордону искать поддержку в другом месте, благо обширные связи быстро вывели его на двух продюсеров Майкла Клингера и Тони Тенсера из Compton Films (Тони Тенсер в дальнейшем прославится, как основатель культовой конторы Tigon), которые согласились взяться за фильм, если запланированный бюджет существенно сократят. В результате пришлось экономить буквально на всём, чтобы поведать зрителю трагичную историю про...
Доктор Пол Стейнер (Bryant Haliday) ученый, работающий в исследовательском фонде под руководством некоего доктора Бланшара (Norman Wooland). Он стоит на пороге гениального открытия. Вместе со своим помощником Крисом Митчеллом (Ronald Allen) он создал телепортационую машину, которая с помощью мощного лазера, способна расщепить объект, передать и собрать заново любом другом месте. Однако есть одна большая проблема, машина не работает с живыми организмами. Все опыты Стейнера над животными заканчивались неудачей. После того, как подопытных свинок удачно телепортировали, все они вскоре умирают при загадочных обстоятельствах. Стейнер не имеет ни малейшего понятие, что лежит в основе этой несовместимости между его машиной и живыми организмами. За помощью он обращается к своей бывшей возлюбленной, патологоанатому доктору Патриции Хилл (Mary Peach). Совместными усилиями им удается удачно телепортировать живой организм.
Но есть тот, кому не нравится эксперименты Стейнера и он будет делать все возможное, чтобы загубить детище ученых. С помощью шантажа, некто заставляет доктора Бланшара устроить диверсию, которая сорвёт показ эксперимента. После неудачной демонстрации того, что могло бы спасти его финансирование, отчаявшийся профессор Стейнер, решает испытать свою машину на себя. Как и ожидалось, эксперимент пошёл неправильно, и он превратился в изуродованного и безумного монстра, чье прикосновение убивало огромным разрядом тока.
Экономия бюджета сказывалось на всём, по этой причине Гордон и Кройдон не хотели тратиться на именитого режиссёра, и их выбор пал на успешного телевизионного сценариста Яна Кертейса, как потом оказалось, выбор был крайне неудачен. Из-за отсутствия у Кертейса опыта в режиссуре полнометражных фильмов, в сочетании с напряженным графиком и ограниченным финансированием, молодой режиссер был просто не в состоянии справиться с задачей, как итог - картина начала отставать от графика и выходить за рамки бюджета. Недовольные таким раскладом, Майкл Клингер и Тони Тенсер угрожали вмешаться в ситуацию, полностью взяв на себя производство ленты, поскольку они не хотели увеличить финансирование. Решение нашли быстро - Кертейса уволили, а его место занял сам Кройдон, удачно завершив съёмки.
Непонятно, зачем нужно было так сильно рвать пятую точку, ради проходного фильма, который изначально неспособен привлечь к себе внимание. Громкие имена на афишах отсутствует, вместо узнаваемых актеров, понабрали лицедеев рангом пониже. Так главная роль доктора Пола Стейнера досталась Брайанту Хэлидэю, очень хорошему другу Ричарда Гордона, который по дружбе приглашал актера в свои опусы (Curse of the Voodoo; Devil Doll). Роль Стейнера абсолютно не подходит актеру, и играть он её не особо хотел, отработал по-быстрому гонорар и свалил. Зато неплохо со своей работой справилась несимпатичная Мэри Пич. Конечно можно шутить на тему - "молодая блондинка с учеными степенями", но не старушку же брать на эту роль, тем более, сюжет подразумевает романтические отношения с коллегой, и тут нужна "молодая блондинка". К мисс Пич претензий не было, отыграла своего персонажа как положено, хотя она не любит вспоминать про эту роль, как и про сам фильм. Зато барышня удачно захомутала самого Джимми Сангстера, прожив с ним в браке до самой смерти последнего. Старлетка Трэйси Крисп продефилировала в нижнем белье и отлично покричала при появлении монстра, в общем, сделала то, ради чего её пригласили. Обнаженки ждать не стоит, ведь британские цензоры тогда ещё не дремали, зато для меня секрет, как они пропустили сцену с обнаженным женским трупом.
Вслед за актерами не лучше дела обстоят с самой историей, не уж-то Гордон не мог выбрать историю пооригинальней. Основную сюжетную линию, сценарист Фрэнк Кваттрокки явно позаимствовал из рассказа Джорджа Лангелаана "Муха", или из одноименного фильма с Винсентом Прайсом. Как видим, концепция у них одинаковая, кардинально изменились лишь детали. Вместо случайно залетевший в телепортационую машину мухи, мы имеем секретаршу, которая нарушила ход программы, в результате на свет появился монстр. Однако до появления монстра ещё нужно до сидеть, ибо лента слишком не спешно раскачивается, забивая хронометраж сплошными диалогами. Сам монстр выглядит весьма не плохо, а для 1966 года - просто замечательно. Зная это, создатели демонстрируют его во всей своей "чудовищной" красе в заключительные двадцать минут фильма, в которых, он начнёт мстить тем, благодаря кому он заработал уродство, попутно убивая ни в чём неповинных людей. Кстати не очень понятно, зачем Лэтэм так уперто настроен против доктора Стейнера. Неясно, что хотели сделать сами создатели, для хоррора в фильме очень много научной болтовни и скай-файной тематики и мало ужасняцкой атмосферы, а для монстр-муви, мало, собственно говоря, самого монстра, но спасибо за каноничную сцену с чудовищем, несущего на своих руках полуголую девицу.
В общем, не самый увлекательный фильм получился у Гордона, зато хваткий продюсер удачно продал картину студии Universal, которая выпустила "The Projected Man" вместе с "Островом ужаса", и обе ленты принесли хорошую прибыль в американском прокате, а сам Гордон благодаря этой выгодной сделки не только отбил затраченные на производство деньги, но и получил хороший гонорар.
Оценка: 4-/10