Рецензия на фильм "Первый человек в космосе"

Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Первый человек в космосе / First Man Into Space" (1959)

First_Man_Into_SpaceDirector: Robert Day
Cast: Marshall Thompson; Marla Landi; Bill Edwards; Robert Ayres; Carl Jaffe; Bill Nagy

В конце 50-х годов жанр science fiction становился очень популярной темой в кино, продюсеры по обе стороны океана не упускали возможность подзаработать на научной фантастике. Два британских продюсера Ричард Гордон со своим братом Алексом, которые на тот момент "рубили деньжат" на фильмах ужасов, решили, что пора сменить жанр. В руки Алексу Гордону, трудившийся на тот момент в Голливуде, попал сценарий "Спутник крови/Satellite of Blood" написанный Виоттом Ордангом, американским сценаристом, который сотрудничал с такими жанровыми продюсерами, как Роджер Корман и Херман Коэн. Студия American International Pictures, для которой писался "Спутник крови", отказалась ставить фильм, и братья Гордоны купили нереализованный сценарий Орданга. "Спутник крови" послужил лишь основой для "First Man Into Space", так как написанное было трудно воплощать из-за бюджетных ограничений. Переделку сценария доверили ещё одному американцу Чарльзу Веттеру (спрятавшийся под псевдонимом Лэнс Харгривз). Веттер совместно с Джоном Кройдоном полностью перекроили сценарий Орданга, из-за их переделок, братьям Гордонам пришлось даже название фильма поменять. "Спутник крови" превратился в "Первого человека в космосе", и по версии Кройдона-Веттера, этим человеком был далеко не Юрий Гагарин, а американский летчик Дэн Прескотт...

First_Man_Into_Space_001 First_Man_Into_Space_002

Американские ВМС разработали новый экспериментальный самолет Y-12, на котором можно долететь до ионосферы. Для первого пробного полёта, ВМС выбрала своего лучшего пилота Дэна Прескотта (Bill Edwards), но испытательный полёт закончился полным провалом, виной тому – Дэн Прескотт, который проигнорировал приказ командования на разворот, и устремил самолёт ещё выше в космос. Потеряв на время управление из-за невесомости, Дэну удается взять контроль в свои руки, и самолёт "удачно" приземляется на землю. Вместо того чтобы написать отчёт о неудачи, из-за которой разбился самолёт стоимостью десять миллионов долларов, Дэн отправился домой в объятие своей подруги Тиа (Marla Landi). Там его и нашёл брат Дэна, командор Чарльз Прескотт (Marshall Thompson). Невзирая на произошедший провал, ВМС готовит ещё один самолёт - Y-13, которым снова будет управлять Дэн Прескотт, несмотря на все уговоры Чарльза, запретить его брату управление самолетом.
Экспериментальный полёт Y-13 с точностью повторяет сценарий прошлой неудачи. Гонимый желанием стать первым человеком в космосе, Дэн отказался подчиниться приказам. Поднявшись на высоту в 800000 километров, лётчик попал в метеоритный поток и был вынужден катапультироваться. Обломки самолёта позднее были обнаружены в штате Нью-Мексико, но пилот пропал без вести. Вскоре возле места крушения, стали происходить странные события. Кто-то или что-то начало убивать людей и скота, выпивая у своих жертв всю кровь...

First_Man_Into_Space_003 First_Man_Into_Space_004

Не самый оригинальный сюжет, не правда ли? Группа сценаристов явно "черпала" вдохновение у Найджела Нила и его культовой истории "Эксперимент Куотермасса/The Quatermass Experiment", но, несмотря на всю вторичность, крупная киностудия в лице Metro-Goldwyn-Mayer заинтересовалось в производстве данного фильма. Ранее Ричард Гордон уже сотрудничал с MGM. Два фильма "Безликий демон/Fiend Without a Face" и "Хватка душителя/Grip of the Strangler", сделанные им на деньги сторонних инвесторов, были проданы MGM для мировой дистрибьюции. В прокате обе картины принесли хорошую прибыль, так что не удивительно, что боссы Metro-Goldwyn-Mayer решили полностью профинансировать следующий проект Ричарда Гордона, при одном условии – они не вмешиваются в съемочный процесс, главное чтобы Гордон не выходил за рамки бюджета. Подписав контракт и пожав друг другу руки, Ричард Гордон отправился в некий особняк недалеко от Лондона, где за пару недель сделал фильм, а чтобы от фильма "пахло американщиной", ведь события картины разворачиваются в США, Алекс Гордон отправился в штат Нью-Мексико, где на натуре снял несколько сцен с американскими пейзажами и пейзажами военно-воздушной базы. Однако это не спасло, от ленты всё равно разило британщиной, но это не минус, минус в другом, точнее минусы, но обо всём по порядку.

First_Man_Into_Space_005 First_Man_Into_Space_006

"Первый человек в космосе" - один из многочисленных британских научно-фантастических 50-х годов. Как и многие другие, его попытались сделать похожим на американские фильмы, пригласив американских кинозвезд. (И, как и со многими другими фильмами, получилось так, что пейзажи британской сельской местности совсем не похожи на американские или мексиканские, за которые их пытаются выдать).
Снимая "Первого человека", создатели не избежали тех же проблем, какие были у "Безликого демона" - это, в частности, скучный и неинтересный зрительный ряд, а также черепаший темп. Вероятно, в чем-то этот фильм можно считать чуть более удачным, чем "Fiend Without a Face", хотя здесь и нет таких ярких моментов, как кульминация с прыгающими мозгами. Само по себе чудовище выглядит не очень убедительно, хотя при просмотре сцены в барокамере в концовке фильма к нему возникает даже какое-то сочувствие. Сюжет с мутировавшим пилотом/космонавтом во многом напоминает известный британский научно-фантастический фильм "Эксперимент Куотермасса/The Quatermass Experiment".

First_Man_Into_Space_007 First_Man_Into_Space_008

Некоторый интерес представляет сюжетные ответвления, которые не связанны с темой мутировавшего космонавта. Видеоряд первых испытательных полетов ВВС использован здесь очень грамотно, и дополнен на удивление эффектными кадрами самолетов, вращающихся в космосе и возвращающихся в атмосферу, что придает фильму актуальность и злободневность. В результате, кажется, что фильм просто переполнен мучительной тревогой и ожиданием чудовищных опасностей, которые могут подстерегать человечество на пути в космос. Кажется, что в основе фильма лежит страх, что покорение космоса может оказаться непосильной задачей для человечества. В качестве решения здесь предлагается обратиться к благородному жертвенному героизму. Как говорит герой Маршалла Томпсона в своей последней реплике: "Покорение новых миров всегда требует человеческих жизней. И всегда найдутся люди, готовые пойти на риск". Кажется, в 50-е было немного фильмов, которые были бы настолько наполнены решимостью героев выйти победителями в неравной борьбе.

First_Man_Into_Space_009 First_Man_Into_Space_010

Однако серьёзным недостатком этого фильма является почти полное отсутствие внутренней логики. Я имею в виду, что вы сильно удивитесь, узнав о причине, побуждавшей чудовище убивать людей. Например, пара дорожных полицейских видит, что машина едет рывками, поэтому они останавливают машину, и видят там мертвую женщину-водителя и мужчину, превратившегося в чудовище, который затем убивает полицейских. Спросите себя: как сумасшедшее, жаждущее крови чудовище могло вести машину? Или еще важнее будет сначала стоит спросить себя: зачем водитель вообще останавливалась, чтобы подобрать это сумасшедшее, жаждущее крови чудовище? Еще более странным оказывается, то, что чудовище оказывается способным внятно изложить свои мотивы, когда сценарий потребовал этого в концовке фильма. Все это вообще не имеет смысла. С технической точки зрения, монстр выглядит паршиво, даже если сделать скидку на год производства картины. Режиссёр Роберт Дэй также остался недоволен главным антагонистом, изначально Дэн Прескотт должен был выглядеть, как обычный человек, который после экспериментального полёта вернулся на землю с аберрированным мозгом, но Гордон и сценарист Чарльз Веттер хотели видеть монстра, ведь "страшные уродцы" хорошо продаются. И чутьё их не подвило, фильм при бюджете в 100.000 фунтов, собрал 310 тысяч долларов в США и 325.000 долларов по всему миру. Для низкобюджетного фильма это был просто отличный результат, но фильм это не красит, увы.
Оценка: 4-/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.