Рецензия на фильм "Братство якудзы: Война кланов / Agitator"
Рецензия на фильм "Братство якудзы: Война кланов / Подстрекатель / Araburu tamashii-tachi / Agitator" (2001)
Director: Takashi Miike
Cast: Masaya Kato; Naoto Takenaka; Masato Ibu; Renji Ishibashi; Mickey Curtis; Kenichi Endo
"Подстрекатель" или "Братство якудзы: Война кланов" (именно так пафосно ленту, назвал отечественный дистрибьютор) рассказывает зрителю историю о двух враждующих группировках - Ширанэ и Йокомидзо, которые под влиянием могущественного преступного синдиката Тэнсейкай стремятся уничтожить друг друга. Это часть плана Тэнсейкай: сначала превысить враждующие банды численностью, а потом и вовсе обрести над ними влияние. В то время как большая часть фильма происходит в тайных разборках главарей банд, главный сюжет акцентируется на молодых членах группировок, особенно на талантливом якудзе по имени Кунихико (Masaya Kato). Разрываемый обязанностью к выполнению поручений старших братьев, которые призывают к перемирию, Кунихико также проявляет инициативу на собственные действия, ведь убили его наставника, а значит нужно отомстить врагам. Именно на противостоянии старшего и младшего поколения и основывается сюжет картины.
В одной из начальных сцен фильма, подростка - курьера затаскивают дом банды якудза, где его избивают и заставляют выпить целую бутылку виски, после чего наносят на спину несчастного тату в стиле якудза. Столь шокирующее посвящение в мир японских бандитов, полный перестрелок и предательства, во многом схоже с тем, каким образом Такаси Миике затаскивает зрителей в свой фильм. Первые полчаса фильма наполнены бешеными автоматными очередями, резкими сменами кадров и закадровым текстом. Не ограничиваясь своими фирменными штампами, Миике появляется в фильме в роли якудзы, который вторгается в принадлежащий вражеской группировке ночной клуб, тем самым разжигая войну между бандами.
Сюжет "Подстрекателя" четко разделен на действия двух поколений якудза и в течение повествования эти действия сходятся в едино. В первой половине фильма доминируют встречи главарей группировок, в то время как молодое поколение покорно ожидает приказов - такой контраст, несомненно, затягивает зрителя в фильм и заставляет ожидать новых приказов, в которых не обходится без насилия и это в своем роде облегчение для команды Кунихико, проводящих большинство времени взаперти. Во второй половине, зритель будет в полной мере ощущать безнадежное положение Кунихико, когда убивают его учителя и наставника Хигучи (Naoto Takenaka). Вопреки своему образу самого опытного члена группировки, Кунихико позволяет себе самые агрессивные действия вместо того, чтобы спокойно подчиняться старшим, в результате чего становится изгоем, лишив себя спокойной жизни. Сюжет повествует о войне между группировками, войне между честью якудзы с дружбой и любовью, самая главная и масштабная битва происходит между старым и молодым поколением.
Несмотря на бешеный пролог, "Agitator" все же отличается от более жестоких и шокирующих фильмов Миике, таких, как "Ичи-киллер" и "Живым или мёртвым/Dead or Alive". Хотя в картине и имеются перестрелки и убийства, однако фильм снят в размеренной манере, чья стилистика напоминает классические якудза-боевики 70-х годов. "Мне нравятся традиционные боевики" - прокомментировал свой стиль Миике. - "И я предпочитаю консервативность инновационности. Мне нравится находить что-то новое в вещах, которые обычно никого не интересуют только из-за своей консервативности". Столь эффективный подход напоминает стиль фильмов Киндзи Фукасаку ("Кладбище чести", римейк которого Миике снял в 2002 году). В фильме 1972 года вышеупомянутого режиссера - "Уличный бандит/Gendai yakuza: hito-kiri yota" можно заметить пролог, темп и стилистику, которые схожи с "Братством якудзы". Таким образом, можно сказать, что хоть Миике привнес что-то новое в жанр, но в отличие от экзистенциальных фильмов про якудза своего соотечественника Такеши Китано, развить авторские ходы Миике всё же не смог.
На мой взгляд "Подстрекатель" не дотянул до классических картин Такаси. Обилие повествования оставляет много вопросов, а хронометраж фильма хоть и сможет завлечь ожидающих шокирующих сцен зрителей, но рекомендовать данный фильм лучше тем, кто уже знаком с режиссурой Миике. Сдержанный стиль прекрасно сочетается с сюжетом, делая картину правдоподобной. Актерское исполнение тоже заслуживает похвалы (чего стоит потрясающее камео самого режиссера, прекрасно передавшего карикатурный образ садиста и женоненавистника) - в фильме задействованы как профессионалы, постоянные актеры фильмов Миике, а также исполнители, чей актерский опыт довольно мал. "Братство якудзы" в очередной раз доказывает, что Такаси настоящий профессионал, который в состоянии снимать не только картины смешанных жанров с довольно личными сюжетами, но и по-настоящему захватывающее и интеллектуальное кино даже при небольших затратах времени и бюджета.
Оценка: 8/10