Обзор фильма "Алое лезвие"
Обзор фильма "Алое лезвие / The Scarlet Blade" (1963)
Director: John Gilling
Cast: Jack Hedley; Oliver Reed; Lionel Jeffries; June Thorburn; Michael Ripper; Duncan Lamont; Suzan Farmer
Англия, середина 17 века. Страну раздирает гражданская война между сторонниками короля Карл I (роялисты) и сторонниками Парламента под командованием Оливера Кромвеля (круглоголовые). В одном из сражений, армия роялистов терпит сокрушительное поражение, и король вынужден был скрыться в поместье Беверли от отряда полковника Джада (Lionel Jeffries). Старший сын Беверли, Эдвард (Jack Hedley), известен в Англии под именем "Алое лезвие", герой подпольного сопротивления, стремящийся помешать Джаду взять в плен короля, но его попытке оказались тщетны, Карл I угадил в руки круглоголовым. Эдвард вместе со своими людьми разрабатывает план по освобождению короля, к тому же им тайно помогает дочь полковника Клэр (June Thorburn) и, влюбленный в неё, ближайший помощник Джада, его правая рука - капитан Сильвестр (Oliver Reed). Правда капитан помогает роялистом не ради политических убеждений, а ради Клэр, но узнав, что дочь полковника влюблена в Эдварда, Сильвестр решает сдать штаб сопротивления Джаду и заодно покончить раз и навсегда со своим конкурентом – Алым клинком...
"Алое лезвие" снята примерно в тоже время, что и великолепный "Главный охотник на ведьм/Великий Инквизитор/Witchfinder General" талантливого Майкла Ривза и необычно претенциозная, но небезупречная картина "Кровавый судья/Il trono di fuoco" Хесуса Франко, однако гражданская война в ленте Гиллинга показана совсем в другом ключе. В эксплуатационном фильме Франко и в личной мрачной истории Ривза, Гражданская война используется в качестве фона, на котором разворачиваются события. У Джона Гиллинга практически всё внимание в истории уделяется непосредственно самой войне и ее воздействию на тех, кто оказался в гуще массовых волнений. Конечно перед нами не реконструкция Английской революции 17 века, а картина так сказать по мотивам тех событий, а если быть точнее, "Алое лезвие" - это вольная экранизация книги писателя Фредерика Марриета "Дети нового леса", откуда Гиллинг перетащил некоторых героев, сделал любовный треугольник и оставил противостояние роялистов с круглоголовыми.
Джек Хедли в роли Робина Гуда, то есть Алого лезвия вынужден действовать тайно и бороться за своего короля против приспешников Оливера Кромвеля. Хотя действие происходит во время Английской революции, "Алое лезвие" мало чем отличается от более традиционного Робина Гуда. В нем есть все типичные элементы: партизанская война в лесу, потеря и спасение друзей, интриги злодеев, рыцарские герои и леди, которые просто не могут не влюбляться в героев, объявленных вне закона. Фильм ничем не лучше того, что мы видели раньше.
Картина испытывает катастрофическую нехватку в знаменитых актерских именах. Джек Хедли довольно недурственный актер, но это определенно не тот актер, которого я бы хотел видеть в роли удалого жизнерадостного героя. Ему обычно лучше подходят роли авторитетных, сварливых стариков, как например его роль лейтенанта Фреда Уильямса в известном фильме Лючио Фульчи "Нью-йоркский потрошитель/Lo squartatore di New York", так что с выбором Хедли, хаммеровцы сильно промахнулись.
Оливер Рид - единственный харизматичный актер в картине, и со своей угрюмой внешностью и скрипучим голосом, он в значительной степени, вытягивает на себе весь фильм. Порой трудно не сопереживать его эгоистическим целям, когда они ясно объясняются эмоциями. Именно моральная дилемма, с одной стороны отличает "The Scarlet Blade" от похожих картин, с другой стороны приносит чрезвычайное разочарование: Мы видим дочь, восставшую против своего отца и использующую влюбленного солдата в своих целях; отец, пытающийся защитить дочь от возможности стать жертвой той самой системы, которую он поддерживает; обманутый влюбленный, дважды оказавшийся предателем и, в конце концов, оказавшийся почти единственным главным героем, который умирает, хотя он один из тех, кто меньше всего заинтересован в какой-либо из сторон. Эта моральная двойственность прослеживается на протяжении всей непродолжительной картины до самого конца. Вместо того, чтобы показать этическую дилемму, финал картины, увы, этого не показывает, и вызывает лишь полное разочарование.
Отсидев 80 минут фильма, мы обычно ожидаем какое-то финальное действие между противостоящими сторонами, а в итоге мы видим... Как дочь полковника и Алое лезвие убегает от войск Кромвеля, ища убежище в цыганском таборе, которым руководит герой Майкла Риппера (пожалуй, эта самая худшая роль актера). Полковник, в первую очередь, начинает поиски в таборе. Найдет ли он или нет свою дочь с её возлюбленным здесь? Будет ли Алое лезвие схвачен и приговорен к смерти? Увидим ли мы эпическую сцену борьбы, которая надолго запомнить после просмотра кино? Ответ – НЕТ.
Он обнаруживает обоих беглецов, затем поворачивается к Майклу Рипперу и советует ему убедиться, что все цыгане в лесу. После того, как он уезжает, заключительные титры сообщают нам, что лента производства - Hammer Film Productions. Финал "The Scarlet Blade" вне всяких сомнений, один из самых худших развязок продукции Хаммер Филмс. Забудьте о Дракуле, который вынимает кол или "Дочь для Дьявола/To the Devil a Daughter", где дьявола убивают обычным камнем. "The Scarlet Blade" заставит вас произнести вслух – "Что за х... я только что увидел".
В целом "Алое лезвие" довольно скучный и неинтересный фильм. Это далеко не худшая картина, в так называемой хаммеровской серии "Swashbuckler", так как звание "худшего", досталось ленте "Вызов Робину Гуду/A Challenge for Robin Hood".
Оценка: 4/10