Обзор фильма "Соломенный щит"
Обзор фильма "Соломенный щит / Wara no tate / Shield of Straw" (2013)
Director: Takashi Miike
Cast: Takao Ohsawa; Nanako Matsushima; Tatsuya Fujiwara; Goro Kishitani; Masato Ibu; Tsutomu Yamazaki
В водосточной трубе обнаружено мёртвое тело изнасилованной и жестоко избитой 7 летней девочки. По ДНК оставленным на трупе, удалось установить личность убийцы, им оказался Киёмару Кунихидэ (Tatsuya Fujiwara), который в прошлом уже отсидел за аналогичное преступление. Не став дожидаться, когда "меч правосудия" накажет изверга, дед убитой девочки, богатый и влиятельный Нинагава (Tsutomu Yamazaki) с помощью японских СМИ распространил объявление о том, что тот, кто убьет Киёмару, получит награду в один миллиард Йен, даже попытка убийства насильника будет щедро вознаграждена. Огромные деньги заставили многих японцев выйти на поиски убийцы. Напуганному Киёмару не осталось других вариантов, только как сдаться полиции, где его, как он думал, смогут защитить. Полицейский-идеалист Мекари Казуки (Takao Ohsawa), для которого "честь мундира" не пустые слова, выбран для защиты и транспортировки преступника в Токио. Сможет ли он вместе с коллегами защитить того, кого хочет убить вся Япония...
Такаси Миике известен тем, что в большинстве его фильмах, главные герои практически всегда попадают в смертельные ситуации, при этом он затрагивает вопросы, касающихся основных свойств человеческой природы. "Соломенный щит" в этом плане не стал исключением, здесь зрителя заставляют подумать о том, есть ли что-то человеческое в монстрах и есть ли что-то звериное в каждом из нас. Где грань между местью и правосудием, и насколько далеко зашли бы они сами, защищая явного психопата. Общество показано как совокупность отдельно взятых людей, которые ради удовлетворения своих финансовых потребностей, готовы отказаться от следования моральным нормам и пойти на преступление. Интересная тема, вот только зря Миике стал сюжетно оправдывать, тех, кто отказался от моральных норм, как-то по-голливудски у него получилось. Зато озадачил зрителей вопросом, а кому же можно сочувствовать, если полицейские сами оказываются преступниками, педофил-убийца Киёмару тоже не вызывает сочувствия. Все его поведение и полное отсутствие раскаяние превращает его в негодяя-нарцисса, и заставляет зрителей задуматься, а стоит ли вообще защищать такого подонка.
Миллиардер Нинагава, который и устроил весь сыр-бор, также показан не с лучшей стороны. Да, ему можно сопереживать, ведь у него произошла такая сильная и болезненная утрата, но его плохо продуманные действия вызывают цепь смертельных событий, которые при этом не затрагивают его самого. Единственное светлое пятно – это Мекари Казуки, принципиальный полицейский, для которого долг превыше всего, даже теряя сослуживцев, он до последнего остается верен самому себе. Прав ли он? Стоил ли один "урод" стольких человеческих жизней? Решать Вам. Каждый в этом вопросе будет руководствоваться своими принципами и убеждениями. Вот и Миике сотоварищами оставили эти вопросы на суд зрителя, хотя последнее слова Киёмару на суде (очень сильная сцена), склоняет к тому, что создатели фильма выбрали сторону – убить насильника до транспортировке его в Токио.
Несмотря на продолжительный хронометраж, картина не даст заскучать, экшну здесь также уделено должное внимание. Первая половина картина получился очень бурной, особенно это заметно благодаря визуально ярким эпизодам, где, например, огромное количество полицейских машин сопровождает заключенного, или где грузовик набитый взрывчаткой несется по направлению к главным героям. Опять же, всё по-голливудски – помпезно и с роскошью. Всё это выглядит потрясающе и прочно удерживает внимание зрителя. Идея со 125 миллионами подозреваемых, которые могут убить педофила в любой момент, создает напряженную атмосферу, так как угроза может появиться с любой стороны и от кого угодно, и на протяжении всего фильма нам периодически об этом напоминают. В то время как первая половина наполнена бодрым экшном, вторая часть ленты, по мере развития сюжета, начинает погружать зрителя в совсем иную атмосферу. Постоянные диалоги между героями на такие темы как жадность, коррупция и смерть, раздувается до уровня катаклизма, и благодаря этому актеры создают напряжение в гораздо большей степени. Ближе к финалу темп полностью замедляется и из-за этого снижается некая эффектность, хотя градус напряжение так и не падает, однако та удивляющая атмосфера, когда угроза может исходить отовсюду, постепенно подменяется легкой предсказуемостью, так как число угроз начинает снижаться.
Выбор локаций добавляет плюсов картине. Место действия постоянно меняется, события происходят то в гигантском мегаполисе, то в пригородах, то на сельских дорогах, чувства монотонности отсутствует. Саундтрек также блещет разнообразностью, то погружая зрителей в состояние предвкушения, то придавая драматизма, хотя в тоже время сцены без музыки, в которых ощущается только обстановка в кадре, передают напряжение не хуже. Но в не которые моменты саундтрек воздействует даже слишком сильно, оркестровые темы постепенно становятся все громче, намекая на приближение какого-то рокового события, которого на самом деле не происходит.
"Соломенный щит" попавший в конкурсную программу Каннского кинофестиваля был освистан журналистами, которым фильм показался слишком лёгким и прямолинейным. Да, это не типичное для Миике кино, нет здесь его излюбленной безбашенности, но фильм куда более глубокий, чем может показаться.
Оценка: 10/10