Обзор фильма "Бермуды: Пещера акул"
Обзор фильма "Бермуды: Пещера акул / Bermude: la fossa maledetta / Bermuda: Cave of the Sharks" (1978)
Director: Tonino Ricci
Cast: Andres Garcia; Janet Agren; Arthur Kennedy; Pino Colizzi; Maximo Valverde
Аквалангист Андрес Монтойя (Andres Garcia) вместе с командой корабля "Белая акула", отправившись в море для проведения подводных исследований, бесследно исчезает. Долгое время его и всю команду считали мертвыми, пока однажды тело Андреса не прибило к берегу. Несмотря на полное истощение, его здоровью ничего не угрожало, однако он не знает, что произошло с кораблем и командой, но самое главное, он не помнит, где пропадал шесть месяцев.
Тем временем в районе Бермудского треугольника при странных обстоятельствах потерпел крушение самолёт, на борту которого находился важный груз. Ради этого потерянного груза, в столицу Доминиканской Республики Санто-Доминго приезжает американский бизнесмен мистер Джексон (Arthur Kennedy). Для поисковой операции, он нанимает двух местных аквалангистов, один из которых оказывается, чудом спасшийся Андрес. Дурную репутацию Бермудский треугольник заработал не просто так, в этой аномальной зоне происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов, и во время погружения в поисках груза с пропавшего самолета, Андрес на собственной шкуре убедится в правдивости слухов, заодно вспомнит, где он пропадал шесть месяцев...
"Пещера акул" - довольно странный фильм. Сюжет пытается охватить сразу несколько жанров: приключение, мистику, хоррор и криминальный триллер, добавляя мелодраматическую линию отношений Андреаса и Анжелики. Эта амбициозность делает фильм увлекательным, но одновременно приводит к размытости фокуса, что сказывается на повествовательной целостности. Тонино Риччи, режиссёр с опытом в итальянских вестернах и эксплуатационном кино, в "Бермудах" делает акцент на экзотическую локацию и подводные сцены, которые, несмотря на ограниченные технические возможности, создают ощущение таинственности. Подводные эпизоды, снятые оператором Хуаном Хурадо, выделяются своей атмосферой: мутная вода, тени акул и вспышки света усиливают чувство клаустрофобии. Эти сцены, хотя и уступают по качеству голливудским аналогам, остаются сильной стороной фильма. Риччи явно вдохновлялся популярными фильмами 1970-х, включая "Челюсти/Jaws" и "Бездну/The Deep", но его подход ближе к европейскому эксплуатационному кино, где важны не столько техническая безупречность, сколько эмоции и зрелище. Акулы, представленные как стражи мистической бездны, добавляют фильму нотку первобытного ужаса, хотя постановка сцен с животными выглядит наивно. Режиссёр также пытается нагнетать саспенс через сцены с необъяснимыми явлениями, такими как светящиеся объекты под водой, но из-за слабых спецэффектов эти моменты теряют часть воздействия.
Темп фильма неровный: динамичные подводные сцены чередуются с затянутыми диалогами и мелодраматическими эпизодами, которые замедляют развитие сюжета. Тем не менее, Риччи удаётся сохранить приключенческий дух, делая картину увлекательной для тех, кто готов принять её условности.
Если говорить именно об акулах, то "Бермуды", по большей части, не представляет ничего особенного. Подводные хищники просто мечутся по дну моря, и не представляют хоть какую-то угрозу, хотя создатели явно задумывали обратное. Гораздо большее впечатление производит образ чудовищ, безмолвно охраняющих пещеру. При этом, чтобы получить такие кадры, наверняка несколько акул пришлось угробить, итальянским кинематографистам такое не впервой. По началу "Пещера" кажется слабеньким фильмом о монстрах, если бы не шикарная концовка. Именно в финальных сценах, зритель получает от Риччи долю первоклассного хоррора - снятого в замкнутом пространстве, где активно используются классические "пугалки" (резкие неожиданные звуки или внезапно появляющееся в кадре нечто страшное). Кадры с акулами действительно атмосферные. Для фанатов акульих хорроров, фильм стоит посмотреть хотя бы ради концовки.
Но, не одним финалом жив фильм, ещё одна сильная сторона – это эпизоды, связанные со второстепенными персонажами. В одном из них, некая группа людей отдыхает на яхте, поет песни, а у одного из них карты таро. Молоденькая девушка замечает карту-смерти в колоде, после чего подбирает свою изорванную куклу, и, прыгает за борт. Остальные отдыхающие на яхте, следуют её примеру. Сцена снята великолепно, добавляет сей сцене атмосферности - музыкальное сопровождение, которое написал к фильму Стелвио Киприани, один из величайших итальянских композиторов. И в этой сцене музыка обращает на себя внимание: зловещие звуки вместе с нагоняющими жути диссонансными аккордами. В другом эпизоде, неизвестный капитан рассказывает Анжелике о том, как тонул его корабль, когда в этой сцене раздается сентиментальная музыка, это впечатляет, правда портит всё детский макет корабля. К сожалению, сам эпизод не имеет сюжетного продолжения – он нужен для того, чтобы подчеркнуть сверхъестественность загадки на дне океана и охраняющих эту загадку акул.
Фильм не претендует на оригинальность или глубину, но предлагает увлекательное приключение, подкреплённое атмосферными подводными сценами и запоминающимся саундтреком. Для современного зрителя картина может показаться наивной, особенно из-за слабых спецэффектов, но в защиту скажу, что это не надоедливый клон "Челюстей", это необычный фантастический фильм с акулами, так что к просмотру рекомендуются.
Оценка: 6/10