Обзор фильма "Ведьма-девственница"

Обзор фильма "Ведьма-девственница / Virgin Witch" (1972)

Director: Ray Austin
Cast: Ann Michelle; Vicki Michelle; Patricia Haines; Keith Buckley; Neil Hallett

В начале 1970-х годов британская киноиндустрия переживала бум эксплуатационных фильмов, которые сочетали провокационные темы (секс, насилие, оккультизм) с низкими бюджетами. Студия Tigon, известная такими картинами, как "Главный охотник на ведьм/Witchfinder General", стремясь конкурировать с лидерами жанра, такими как Hammer Film Productions. "Virgin Witch" стал частью этой волны, эксплуатируя популярность тем ведьмовства и эротики, вдохновлённой сексуальной революцией и интересом к оккультизму.
Идея фильма возникла в контексте растущего спроса на фильмы, которые могли бы привлечь зрителей откровенными сценами и мистической атмосферой. Многие, даже те, кто далек от кинематографа, хотели заработать на данном спросе денег. Одним из таких предприимчивых дельцов оказался спортивный комментатор Кент Уолтон, спродюсировавший "Ведьма-девственница", только стыдливо спрятался за псевдонимном Ральф Соломонс. Его сопродюсером стала Хэйзел Адер, британская сценаристка популярной мыльной оперы "Перекрёстки/Crossroads". Адлер не только взвалила на себя продюсерские функции, она так же написала сценарий и песню для фильма. Видимо аппетит на деньги у Адлер было побольше чем у комментатора Уолтона. Роднит её с коллегой только то, что она тоже скрывала своё участие в фильме. Общественность узнала лишь благодаря одному эпизоду документального сериала от Би-Би-Си "Man Alive" посвященному секс-фильмам. Уж не знаю, чего стеснялась барышня, ей, в отличие от сестёр Мишелль, не пришлось ходить весь фильм голой. Вся эта "стыдливая" братия собралась в загородном поместье Admiral's Walk, графство Суррей, в интерьерах которого развернулась скучная история про...

Кристина (Ann Michelle) и Бетти (Vicki Michelle) - две молодые сестры, мечтающие вырваться из провинциальной рутины и покорить мир модельного бизнеса. Их жизнь меняется, когда Кристина получает заманчивое предложение от таинственного агента Сибил Уэйт (Patricia Haines), которая приглашает её на фотосессию в роскошном загородном особняке. Убежденная в том, что это её шанс на успех, Кристина уговаривает младшую сестру Бетти присоединиться к ней, и вместе они отправляются в загадочное поместье, расположенное в живописной английской глубинке. На самом деле, фотосессия это был лишь предлог, на деле Сибил планирует вовлечь Кристину, в ритуалы ведьмовского ковена, возглавляемого владельцем поместья Джеральдом (Neil Hallett). Кристина, однако, оказывается не просто глупой жертвой, а активной участницей, стремящейся захватить власть в ковене...

Тони Тенсер, основатель студии Tigon, остался верен себе. Он знал, как привлечь внимание публики к своим работам. Ведь что бы снискать успех у зрителя, надо очень мало - это, разумеется, кровь, насилие, и обнаженка, завернутая при этом, в популярную жанровую оболочку. Этой самой оболочкой для Tigon стал "сатанинский хоррор" под громким названием "Ведьма-девственница". К сожалению, кроме названия, картина не может ничем привлечь. Как видно из описания, перед нами кино про ведьм, но только это нестандартный хоррор с ведьмами, где всякие кровавые ритуалы и прочая муть. Это обычный сексплоитейшн с профукаными идеями, если бы не сёстры Мишелль, наверное, вообще бы было тяжело смотреть. Так вот, две сексуальные сестрёнки Энн и Вики Мишелль, составляет главный зрительский интерес, а точнее их обнажённые тела. Однако, в отличие от более грубых эксплуатационных картин, здесь эротика подана с определённой эстетикой, что делает её менее вульгарной.

Сценаристка Хэйзел Адер пыталась добавить в картину интересные темы и культурный контекст. К сожалению, эти "интересности" подаются поверхностно, и часто скатываясь в эксплуатационные клише, где нагота и ритуалы становятся самоцелью. Тем не менее, одной из сильных сторон "Ведьмы-девственницы" является попытка затронуть темы женской силы и сексуальной свободы - идеи, которые были на пике актуальности в начале 70-х. Кристина, как центральный персонаж, проходит путь от объекта чужих желаний к субъекту, который сам определяет свою судьбу. Этот мотив перекликается с феминистскими настроениями эпохи, хотя фильм подаёт его через эксплуатационную призму, что несколько размывает посыл. Название "Virgin Witch" обыгрывает как невинность героини, так и её трансформацию в могущественную ведьму, что символически перекликается с историей бренда "Virgin" Ричарда Брэнсона, хотя это всё лишь совпадение.
Сцены ритуалов, где женская энергия становится источником магической силы, можно интерпретировать как метафору освобождения, но режиссёр больше сосредотачивается на визуальной провокации, чем на философских и околофилософских размышлениях.
Оккультная тематика в фильме скорее декоративная, чем пугающая. В отличие от таких современников, как "Ребёнок Розмари/Rosemary's Baby" или "Изгоняющий дьявола/The Exorcist", "Ведьма-девственница" не стремится всерьёз исследовать природу зла или мистики. Ковен Сибил выглядит скорее, как эксцентричный клуб, чем угрожающая секта, что снижает уровень напряжения. Другими словами, хоррора здесь просто-напросто нет.

Как нет и хоть какой-то динамики. Фильм очень долго раскачивается, а ведь у "Ведьмы" никакой- то запредельный хронометраж, классические 90 минут (в зависимости от версии), которые могут показаться вечностью. Если бы режиссёр Рэй Остин поработал бы с темпом, тогда бы что-то толковое и вышло, а на деле имеем любопытный экскурс в эпоху, когда границы дозволенного в кинематографе активно раздвигались.

Однако с раздвижением этих самых границ, создатели малость перестарались, так как фильм столкнулся с цензурой в Великобритании. В 1971 году Британский совет по классификации (BBFC) отказал в выдаче прокатного удостоверения из-за откровенных сексуальных сцен, поэтому лента получила ограниченный прокат в Лондоне с порнографическим сертификатом "Х". В конце концов BBFC смягчился, лишь после сокращения некоторых сцен, и выдал картине сертификат для широкого проката в январе 1972 года. "Virgin Witch" принёс хорошие барыши создателям. Кент Уолтон и Хэйзел Адер вскоре основали Pyramid Films, чтобы дальше штамповать sexploitation, пока их личности не раскрыли в середине 70-х, но эта уже другая история...

Рекомендовать "Virgin Witch" к просмотру можно лишь стойким поклонникам британского экспло. Что же касается всех остальных, то можете смело пропускать.
Оценка: 5+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.