Обзор фильма "Месть"

Обзор фильма "Месть / Revenge" (1971)

Revenge-1971Director: Sidney Hayers
Cast: James Booth; Joan Collins; Ray Barrett; Kenneth Griffith; Sinead Cusack; Tom Marshall

Какое же у меня было удивление, когда в начальных титрах увидел фамилию продюсера Питера Роджерса, который известен в основном своей работой над длинной серией комедийных фильмов "Так держать/Carry on", в принципе амплуа Роджерса это кино в жанре комедия. Не знаю, по какой причине его "переклинило", но в начале 70-х годов продюсер решил обратить свой взор на мрачные фильмы в поджанре "Rape and Revenge films". В паре с режиссером Сидни Хайерсом он сделал два практически похожих фильма – "Нападение/Assault" – это психологический триллер об изнасилованиях школьниц, и "Месть/Revenge" (более интересная из них) – история о том, как...

У владельца паба Джима Рэдфорда (James Booth) случилось страшная трагедия, его младшая дочка была изнасилована и убита. Полиция быстро нашла подозреваемого, им оказался одинокий и нелюдимый Сили (Kenneth Griffith), но из-за отсутствия доказательств, полиция отпускает его. Само собой такой расклад не понравился Джиму, и он вместе со своим старшим сыном Ли (Tom Marshall) и другом Гарри (Ray Barrett), чья дочь тоже стала жертвой маньяка-педофила, решают похитить Сили, чтобы выбить из него признание. Воплотив свой план, они похищают и жестоко избивают Сили, а затем запирают его в подвале под пабом. Похищение очень сильно давит на семью Рэдфордов, они не осмеливаются освободить пленника, так как боятся, что он сдаст их полиции, но и убивать не торопятся. Появившиеся дилемма с каждым новым днём всё сильнее психологически ломает Рэдфордов, ко всему прочему, по радио объявили, что полиция задержала ещё одного подозреваемого маньяка, может Сили всё-таки невиновен?

Revenge-1971-001 Revenge-1971-002

"Месть", известная также под названием "Отель запуганных людей/Inn of the Frightened People", – на самом деле не такое уж бодрое и развлекательное произведение. Перед нами драма, со всеми вытекающими последствиями. В наличии атмосфера уныния и запущенности, характерная для многих британских фильмов того периода, когда все вокруг серое, практически полное отсутствие людей в кадре, постоянно идет дождь, и в целом создается ощущение всеобщего упадка. Ощущение отчаяния и обветшания затрагивает и сюжет – группа потерявших надежду и беспомощных людей, по сути чужих друг другу, оказались в ловушке собственных же действий. Поначалу, картина немного напоминает нигилистический израильский фильм "Очень плохие парни/Big Bad Wolves", где предполагаемого педофила тоже похитили и пытали (а еще есть некоторое сходство с фильмом Сидни Люмета "Оскорбление/The Offence, вышедший практически в те же года). Однако в "Мести" намного меньше крайностей – здесь показаны нервные, запутавшиеся и эмоционально незрелые герои, уговаривающие себя совершить что-то для них немыслимое, потому что закон их не защитил. И конечно же, их поступки не приносят героям никакого чувства облегчения, торжества справедливости или успокоения, которого они заслуживают. Гарри – просто трус, который много говорил, но сбежал в Манчестер при первых же признаках того, что что-то пошло не так, а Джим в итоге ушел в запой, и тем самым разрушил отношения с Кэрол и страшим сыном Ли, которые оставили Джима наедине с пленником.

Revenge-1971-003 Revenge-1971-004

Далее, на протяжении всего фильма остается открытым вопрос (а ответ мы узнаем только в конце) – действительно ли Сили виновен? Он, конечно, очень странный тип, но благодаря отличной игре Кеннета Гриффита, он вызывает лишь сочувствие, и производит впечатление скорее жертвы, а не чудовища. Тем более что с самого начала звучат предположения, что это может быть и не он тот самый маньяк. В идеале, в фильме надо было или поддерживать эту неопределенность, или даже показать, что именно в этом и заключается все дело, продемонстрировав опасность самосуда и ошибки в определении виновного. К сожалению, сценаристы решили погнаться за двумя зайцами – сначала оказывается, что полицейские арестовали кого-то еще (тем самым как бы подтверждается, что Сили и правда невиновен). Но заканчивается фильм тем, как Сили нападает на школьницу – и тогда получается, что Джим и Гарри изначально были правы в своих подозрениях. Окончательный вывод получается мрачным (и месть Джима не приносит тому чувства удовлетворения) и оставляет ощущение чего-то неправильного, как будто концовку сделали такой в попытке угодить зрителю. Все-таки будь финал другим, фильм получился бы намного лучше и котировался бы значительно выше, чем "очередной опус на тему Rape and Revenge" (каким он в итоге остался в памяти).

Revenge-1971-005 Revenge-1971-006

Хромает также логика, если, к примеру, на не логичные поступки главных героев (а за это критики и зрители ругали фильм) можно списать неопытность в вопросах похищения людей, ведь как бы мы поступили в аналогичной ситуации? Вполне возможно также как и главные герои, с каждым разом "закапывали" бы себя ещё глубже, ибо в данной ситуации не все будут иметь холодную и расчетливую голову. А вот нелогичный поступок Сили – эталон тупости от сценариста. Зная, что он подозреваемый, что Джим скоро должен вернуться домой, Сили решает в это короткое время изнасиловать случайно зашедшую девочку, в доме, где проживает большая семья фактически ненавидящая его. Такие незначительные глупости, в итоге сильно портит общее впечатление о фильме.

Revenge-1971-007 Revenge-1971-008

Если же не брать в расчет неудачную концовку (и нелогичные поступки Сили), то "Месть" получилась намного лучше, чем можно было предполагать. Игра актеров здесь на должном уровне, что придает неожиданный оттенок реализма, и хотя сюжет довольно зловещий, к нему почти весь фильм поддерживается серьезный подход (за исключением последних минут 10, где начинается какой-то сумбур). Стоит признать, что это зрелище не для развлечения, но его стоит найти и посмотреть как фильм с серьезным содержанием.
Оценка: 7/10

Revenge-1971-009 Revenge-1971-010

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.