Рецензия на фильм "Дракула 1972"

Рецензия на фильм "Дракула 1972 / Dracula A.D. 1972" (1972)

Director: Alan Gibson
Cast: Christopher Lee; Peter Cushing; Stephanie Beacham; Christopher Neame; Caroline Munro; Janet Key

К середине 60-х годов, тогдашняя публика устала от хаммеровского сериала про Дракулу, ибо концепция фильмов из года в год не менялась и создана по одной тоскливой формуле: в начале воскрешаем титульного кровопийцу, а под занавес фильма Дракула погибает, итак круговоротом. По мере развития сериала, персонаж, в бессменном исполнении Кристофера Ли, становился все более роботизированным, второстепенная подтанцовка не обладала яркой харизмой чтоб тащить на своих плечах фильмы серии. Такие картины как "Ночь живых мертвецов/Night of the Living Dead" и "Последний дом слева/The Last House on the Left" меняли правила игры в хоррор индустрии, и к 70-м годам пышные костюмы и локации викторианской эпохи полностью устарели. "Времена, они меняются" так пел Боб Дилан в своей самой известной песне, вот и студия Хаммер решила меняться, забегая вперед, скажу, что изменения не сработали, и не помогли студии Хаммер.

Сценарий седьмого фильма про Дракулу доверили телевизионному писцу Дону Хотону, чей сценарий "Когда Земля раскололась" уже был добавлен в график предстоящих постановок студии Хаммер в 1970 году. Идею переместить Графа в современность понравилась сэру Джеймсу Каррерасу, и он дал автору зелёный свет. Чуть больше недели понадобилось Хотону, и готовый сценарий под названием "Дракула Сегодня/Dracula Today" лежал на столе у Каррераса. Дистрибьюторы в лице Warner Bros, также дали добро на съемки, ибо кассовый успех "Граф Йорга, вампир/Count Yorga, Vampire", в котором Роберт Куорри бродил по современному Лос-Анджелесу, не оставил их равнодушным к теме переноса графа Дракулу из 19 века в наши дни. Только у уорнеровских боссов было одно условие – это воссоединение Ван Хельсинга, которого обязательно должен был сыграть Питер Кушинг и Дракулы (само собой в исполнении Криса Ли). Если Кушинг был рад вернуться к образу истребителя вампиров, "до тех пор, пока эти картины приносят прибыль... я всегда буду сниматься в них", - сказал Кушинг во время съемок, а вот старина Ли не горел желанием сниматься в данном фильме. Ни идея, ни сценарий ему совершенно не понравились. Что бы затащить Криса в проект, Джеймсу Каррерасу пришлось значительно увеличить его гонорар. Против такого серьезного денежного аргумента актер не стал спорить, но наложил вето на многие строки в сценарии, предназначенные для того, чтобы заново изобразить его персонажа как Сатану. Заведовать съемочным процессом пригласили канадца Алана Гибсона, ранее уже сотрудничавший с Хаммер. Гибсон хотел перенести съемки в США, однако из ограниченного бюджета и сжатых сроков, фирмачи поубавили пыл режиссёра. Пришлось Гибсону довольствоваться Лондоном, на улицах которого развернулась история про...

1872 год. Гайд-парк. Лондон. Карета с двумя пассажирами мчится на полном ходу в неизвестном направлении. На борту необычные пассажиры. Свою разборку в карете решили устроить два извечных врага - Лоуренс Ван Хельсинг (Peter Cushing) и граф Дракула (Christopher Lee), но их разборка заканчивается тем, что карета на всей скорости врезается в дерево, в итоге оба пассажира погибают.
1972 год. Всё тот же Лондон, только в период рассвета культурной и сексуальной революции, оптимизма и гедонизма. Улицы английской столицы заполонила свингующая молодежь, которая с утра и до ночи устраивает шумные вечеринки с алкоголем и наркотиками. Одна из такой молодой компании, от скуки и смеха ради, принимает предложение своего друга Джонни Алукарда (Christopher Neame) устроить черную мессу в стенах заброшенной церкви. Но что-то пошло не так, вместо веселья, компания в страхе разбежалась по домам, а Алукард, как и планировал, вернул к жизни самого графа Дракулу, чей прах был захоронен на кладбище возле церкви. Испуганная компания впопыхах позабыла сексапильную подружку Лору (Caroline Munro), которая стала первой жертвой воскрешенного кровососа.
Дракула вернулся чтоб отмстить потомкам Ван Хельсинга, чья семья на протяжении стольких лет мешала коварным планам графа. Его главной целью стала молодая Джессика Ван Хельсинг (Stephanie Beacham), которую желает превратить в свою невесту. Но Джессика не последняя из рода Ван Хельсингов, есть ещё дедушка Лорример, который хоть и стар, но ещё может дать отпор вампирскому отродью.

Создателей фильма можно похвалить лишь за смелость. С момента выхода первого фильма в 1958 году, хаммеровские боссы на протяжении 15 лет "доили" франшизу, ничего в ней не меняли, но в начале 70-х годов дела у студии шли не лучшим образом. Готический хоррор был никому не нужен, соответственно надо было рисковать, и что-то менять в привычном укладе. Процесс "реновации" затронул сериал про Дракулу. Одной из идей было перенести историю Дракулы и Ван Хельсинга в современную обстановку. Это позволит сэкономить деньги на реквизите и костюмах 19 века. Так же это дало бы Дракуле новые поводы для охоты, а у Ван Хельсинга был бы более современный набор оружия и знаний, чтобы победить графа. Все это хорошо звучит в теории, не так ли? К сожалению, не всегда теория идёт руку об руку с практикой, и на дела выглядят куда хуже. Поначалу картина дала надежды на хорошей фильм. Редко, особенно в Англии, когда лента начинается с такого бодрого экшна, а вот "Дракула 1972" может похвастаться мощным вступлением, а вот дальше, вплоть до самой развязки, картина в динамики сильно проседает.

В отличие от большинства критиков, сыпать такими эпитетами, как "один из худших фильмов студии" я не буду, так как с такими громкими выкриками я полностью не согласен. Фильм провальный по реализации, но посмотреть его можно, и уж тем более худшим назвать его не могу, у Хаммер хватала говнеца и похлеще. Однако и хвалить "Дракулу 1972" особо не за что. Вместо традиционных готических декораций, мы получили ляповатые наборы в стиле Остина Пауэрса. Вместо роскошных костюмов того периода нам дают мини-юбки, обувь гоу-гоу и смешные фланелевые рубашки. Прически устарели. Музыка устарела. Всё это уже выглядело устаревшим на момент выхода картины.

Перенести привычную историю в современную обстановку - это хорошо, но в данном фильме весь перенос в наше время (на тот момент) просто не работает. Дракула ограничен церковью на протяжении всего фильма, что лишает аудиторию возможности увидеть, как Повелитель тьмы бродит по улицам Лондона. Сколько можно было всего напридумывать, но в итоге публике скармливают как Граф ожидает в церкви, когда его ученик ему принесет свежее мясо. Неудивительно, что Ли не хотел сниматься в этом сиквеле. Создателям хватила смелости изменить привычную формулу, однако дальше они побоялись заходить, в плане обнаженки, секса и насилия, хотя тропа в эти темы, студией уже была протоптана, вспомнить хотя бы "Графиня Дракула/Countess Dracula" или "Близнецы зла/Twins of Evil". Или можно вспомнить как они смело внесли изменения в привычные образы, например "Франкенштейн должен быть уничтожен/Frankenstein must be Destroyed", когда барона Франкенштейна превратили в мерзавца и насильника. В "Дракуле 1972" создатели включили заднюю, фильм про Дракулу с рейтингом PG в 70-е года смотрится очень неуместно. Студия попыталась идти в ногу с переменчивыми временами, но одновременно боялась делать шаги, результат как говорится на лицо.

Единственный и неоспоримый плюс картины - это воссоединение Ли и Питера Кушинга в своих самых известных ролях. Они не снимались вместе с самого первого фильма. Здесь же они немного теряется на фоне молодых актеров, видно, что артисты из другой эпохи. Кушинг добавляет свою обычную элегантность картине, всякий раз, когда он на экране, а Ли как всегда чертовски зловещий. Когда на экране нет этого дуэта, картина резко теряет свою привлекательность. Молодежь не особо блещет харизмой. Великолепная и сексуальная Кэролайн Манро слишком рано покидает экран, хотя если бы я был Дракулой и был мертв на протяжении 100 лет, увидев полуголую и соблазнительную Манро на алтаре, вынес бы с экранов её героиню ещё быстрее. За Стефани Бичем также приятно наблюдать, хотя она и сыграла рядовую роль "damsel-in-distress", но не переигрывает, что уже хорошо, плюс радует глаз своей внешностью.

"Дракула 1972" не похоронил франшизу, студия Хаммер на последнем издыхании выпустила ещё два продолжения, где один был краше другого, однако денег и славу создатели всё равно не увидели. Ленту выпустили совместно с фантастическим хоррором "Трог/Trog" Фредди Фрэнсиса. В Соединенных Штатах Warner Bros представили фильм с бродвейским гала-концертом и распространили его с трехминутным предисловием под названием "Ритуал ужасов". Для поддержки, перед сеансом, зрители были приглашены присоединиться к Обществу Дракулы и выполнить клятву. Даже такой странный продакшн не помог картине в прокате.

Оценка: 4/10 картину вытягивают на своей престарелой спине две хоррор-иконы, которым помогают хаммеровские старлетки.

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.