Обзор фильма "Сатанинские обряды Дракулы"
Обзор фильма "Сатанинские обряды Дракулы / The Satanic Rites of Dracula" (1973)
Director: Alan Gibson
Cast: Christopher Lee; Peter Cushing; Michael Coles; Freddie Jones; Joanna Lumley; Richard Vernon
"Дракула 1972" полным ходом готовился к мировому прокату, но руководство студии Хаммер не стали ждать итоги релиза, сразу запустили в производство восьмой фильм франшизы, который стал прямым продолжением "Дракулы 1972". Большего коммерческого идиотизма и представить себе трудно, хотя можно, восьмой картине про злоключения главного кровососа присвоили идиотское название – "Дракула мертв и проживает в Лондоне". Кому-то из боссов показалось смешным дать хоррору пародийное название на музыкальное ревю "Жак Брель жив и проживает в Париже/Jacques Brel is Alive and Well and Living in Paris". Кристоферу Ли это не показалось смешным. Выступая на пресс-конференции в 1973 году, чтобы объявить о фильме, Ли сказал: "Я сделаю это из-за протеста. Я думаю, что это глупо. Я могу назвать двадцать прилагательных... глупо, бессмысленно, абсурдно. Это не комедия, тогда зачем этот комический заголовок. Я не вижу в этом смысла. Я не понимаю, чего они хотят добиться... Я просто надеюсь, что они [зрители] понимают, что я буду бороться за то, чтобы сыграть своего персонажа так, как задумал его автор [Брэм Стокер]". Усилия Ли сохранить целостность Дракулы были искренними. Джоанна Ламли, бывшая девушка Бонда, заменившая Стефани Бичем в роли Джессики Ван Хельсинг, вспоминает, что у него на съемочной площадке всегда был оригинал романа. Но одними усилиями Криса Ли картину не вытащишь, к тому же самого актера на экране очень мало, и за дело ухватился сценарист Дон Хотон. Он просто взял всё то, что было популярно на тот момент - шпионы, дьявол, экшн и прочее ингредиенты, положил их в миксер, нажал кнопку "On" и на выходе получилась интересная история про...
В поле зрения британской контрразведки попадает странный особняк в Лондоне. По слухам, там окопались некие сектанты. Ценой своей жизни, одному из агентов удалось проникнуть в особняк, где он смог сфотографировать известных и влиятельных людей Англии, которые частенько посещали данный особняк, а так же стал свидетелем странного ритуала, кульминацией которого стала жертвоприношение молодой девушки. Инспектор Мюррей (Michael Coles), вызванный для оказания помощи в этом запутанном деле, уверяет спецслужбы, что человек, который им действительно нужен, - это некий профессор Лорример Ван Хельсинг (Peter Cushing), чья семья имеет многовековый опыт работы в таких неординарных вопросах. Взявшись за работу, Ван Хельсинг выясняет, что за всем стоит миллионер Денэм, живущий затворником в своём доме, однако ритуалы и жертвоприношения указывают на старого врага его семьи Дракулу, правда есть одно НО, Лорример собственноручно убил графа несколько лет назад. Главное шокирующее открытие ждало впереди. Миллионер Денэм непросто так собрал лучшие британские умы в своём особняке, ученые под его контролем разрабатывают новый и смертоносный штамм бубонной чумы.
Тревоги Криса Ли были напрасны, да, изначальное название было действительно дурацким, но киношники одумались и картина обзавелась заманчивым тайтлом, которое характеризует картину. Публика ждала от студии Хаммер эксперименты, студия им дала. Первый блин, под названием "Dracula A.D. 1972", оказался комом. Британские фирмачи хотели принести свежей взгляд в заплесневелую франшизу, но сами испугались затеянного, что сказалось на результате, а результат получился - тот же Дракула, только со свингом и дурацкой одеждой. В сиквеле, создатели учли все свои промахи, и поспешили их исправить. Теперь никакой оглядки назад, никакой викторианской эпохи, если насилие и обнаженка сюжетно необходима – то их без стеснения показывают. Самое главное, что "обряды Дракулы" интересен одной вещью: не актерами, хотя Кушинг и Ли превосходны, ни режиссёром Аланом Гибсоном, который здесь хорош, а то, что создатели по намешали несколько жанров, но вся эта "мешанина" не выглядит разрознено, всё смотрится предельно гармонично и к месту. Пусть не сбивает Вас название, которое говорит, что перед нами 100% хоррор, это в корне не верно, да от фильма ужасов тут есть много элементов, ну это также шпионский триллер, причём довольно неплохой. Конечно, там нет ни КГБ, ни Штази из Восточной Германии, но есть слуги Дракулы, не говоря уже о таинственном миллионере и секретных агентах. Ко всему прочему, "Обряды Дракулы" довольно драматический и напряженный боевик, с небольшой религиозной подоплекой.
В отличие от всех предыдущих фильмов о Дракуле, этот часть франшизы - настоящая мешанина жанров. Публики нравились "День Шакала/The Day of the Jackal", "Человек Макинтоша/The MacKintosh Man", бондиана и прочее шпионские ленты, так почему бы не взять некоторые частицы из этих фильмов и применить их к одной из самых успешных франшиз студии Хаммер? Что может пойти не так? Ничего. Этот фильм может показаться странным на первый взгляд, но это один из лучших и самых оригинальных фильмов хаммеровского Дракулы. Лента не выглядит затянутой и смотрится довольно бодро, кидая зрителя в водоворот событий с первых минут. Дон Хотон отлично поработал над сценарием, откинув всё то, что связывало картину с предыдущими сиквелами, ну разве только оставив вампиров и предметы, защищающие от них, правда и тут Хотон принёс новизну. Например, добавил к уже известным способам защиты от кровососов – растения с шипами (терниями), правда Крис Ли снова был недоволен, так как его персонаж должен был погибнуть от нововведений Хотона, то есть пробираться через кусты колючего боярышника, но то ли денег на дублеров не было, то ли Крис хотел по полной влиться в свою роль, в итоге Ли сильно поранился, пустив в кадре настоящую кровь.
Понравился мотив главного антагониста. Наконец-то Граф Дракула больше ни кому не мстит персонально, теперь его цель куда глобальней. Устав от бессмертия и вечной вражды с родом Ван Хельсингов, граф решает поставить жирную и кровавую точку, весьма не тривиальным способом. С помощью "четырёх всадников Апокалипсиса" он хочет распространить по миру штамм бубонной чумы, от которой погибнет всё человечество, а без людской крови погибнут вампиры. Сам образ Дракулы претерпел небольшие изменения, теперь это миллионер, которого никогда не видят на публике, скрывающийся от папарацци в своем небоскрёбе. Данным образом сценарист Дон Хотон вдохновлялся реальной фигурой эксцентричным и затворническим миллионером Говардом Хьюзом.
Все потуги боссов студии Хаммер хоть как-то с оригинальничать и срубить на этом деньжат сошли на нет. Дистрибьютор Warner Bros. выразил небольшой энтузиазм по поводу готового фильма. Картина, при поддержке чёрного коллеги из США "Блакулы/Blacula", дебютировала в 1974 году в лондонском кинотеатре Риалто. Пресса отнеслась к ленте благосклонно, а вот зрители проигнорировали прокат. Не лучше дела обстояли и за океаном. Несмотря на предварительный показа для прессы в Нью-Йорке осенью 1976 года, Warner Bros решил не выпускать фильм в Америке. Только в конце 1978 году, независимый дистрибьютор Dynamite релизнул картину в полупустых залах грайндхаусах, переименовав многострадальную ленту в "Граф Дракула и его невеста-вампир".
Вот так бесславно закончилась эпоха Дракулы, в бессменном исполнении Кристофером Ли. В 1974 году Ли твердо заявил: "Я больше не буду играть этого персонажа. Я больше не хочу это делать, мне больше не нужно это делать, и я больше не собираюсь этого делать. Теперь это часть моего профессионального прошлого, это всего лишь одна из ролей, из моего большого списка". Правда актёр немного слукавил, ибо в 76 году он снова сыграл Дракулы в французской комедии "Дракула – отец и сын/Dracula pere et fils". Мёртвый Хаммер тоже решил не оставлять франшизу в покоя. Совместно с гонконгскими дельцами из Shaw Brothers, "Молоты" срыгнули девятый фильм "Легенда о Семи Золотых вампирах", без Ли, но с Кушингом на борту, но об этом недоразумении в следующий раз.
Оценка: 7-/10