Обзор фильма "Хершел Гордон Льюис: Крёстный отец gore-фильмов"

Обзор документального фильма "Хершел Гордон Льюис: Крёстный отец gore-фильмов / Herschell Gordon Lewis: The Godfather of Gore" (2010)

Director: Frank Henenlotter; Jimmy Maslon
Stars: Herschell Gordon Lewis

На свете полно киноделов, любящих топить свои фильмы в кровище, и количество их растет год от года, но за всю историю кинематографа было всего два режиссера, удостоившихся звания "godfather of gore". Вторым из них был итальянец Лючио Фульчи, чьи подвиги хорошо известны всему прогрессивному человечеству. А первым – Хершелл Гордон Льюис, американец, придумавший gore-стилистику и в 60-х создавший сплаттеры, как жанр. Именно в его кровавых нетленках, первой из которых был "Кровавый Пир/Blood Feast", впервые можно было видеть снятые в подробностях отрубания конечностей, выдавливания глаз, копания в кишках и литры, литры, литры "крови". Сплаттер – фильм, основное содержание которого – кровища, запчасти человеческих тел, внутренние органы, вырываемые из людей и прочая расчлененка. И Х.Г. Льюис – его единственный и неповторимый создатель.

Правильно говорят, что отличить хороший фильм Льюиса от плохого почти невозможно. Собственно, нет "плохих" фильмов Льюиса или "хороших", есть "фильмы Льюиса" вообще. Они все либо хорошие, либо плохие; смотря, с какой стороны смотреть (хотя у него, определенно, есть более удачные и менее удачные). С точки зрения людей, привыкших к более стандартному кинематографу, все его творчество – бред опасного сумасшедшего, сверхдешевые, невероятно тупые, паршиво снятые и бессмысленные куски киношлака. Но ведь за это их и любят, и вообще, это неправда. С точки зрения кинодельцов – отличный пример выжимания хита из пустоты. А для историков, любителей "эксплотейшенов" и треша, просто психов от кинематографа – он новатор и изобретатель, "великий отец ваще всего", создавший (и разрекламировавший) пару жанров и приемов, повлиявших на весь кинематограф и прекрасно себя чувствующих до сих пор. Что, конечно, не означает, что у его фильмов есть хоть какая-то "общечеловеческая" ценность. Только "для тех, кто понимает". Хехе.

Самого Льюиса, все еще бодрого и активного, можно увидеть во многих фильмах, посвященных "темной" стороне американского кино. Как и его недавно почившего коллегу и "сообщника" Дэвида Фридмана. Неудивительно, что о нем сняли персональную документалку; эти очередные "два еврея, радикально повлиявшие на жанровый кинематограф", действительно заслуживают если не знакомства со своим творчеством, то хотя бы рассказа о нем. Логично и то, что занялась этим известная контора Something Weird, а одним из режиссеров выступил Ф. Хененлоттер. Кстати, "HGL:GOG" не первый фильм о нем; как минимум, в 80-х существовала интересная телепередачка под названием "Incredibly Strange Film Show", один из выпусков которой был как раз посвящен Льюису. Кое в чем "Godfather Of Gore" повторяет материал "American Grindhouse" и "Shlock! the Secret History Of Hollywood" (вплоть до отдельных выражений Фридмана). Удивительного здесь мало, говорят ведь об одном и том же.

Начинается кино с относительно невинных времен "nudie cuties" и "nature camp". Описана встреча с Фридманом, будущим партнером, почти параллельное с Рассом Мейером изобретение "голого" и "нудистского" жанров, развитие темы. Но очень скоро героям надоело. Кино с голыми тетками стало популярным, более популярным, чем "медицинские" фильмы. Снимать чушь с девками и дегенеративными мужскими рожами стали все подряд. Очарование новизны ушло. И им пришлось задуматься: "А что бы нам еще снять такого, что никогда не стали бы делать мажорные конторы, но что всем хотелось бы увидеть?". Так оно и родилось.

Идея была сделать фильм ужасов с большим огромным количеством крови, с тем самым "gore". Результат был типичной "эксплуатацией" по-льюисовски, с плохими актерами, девками из "Плейбоя", жуткой режиссурой и специфическим юмором. Только вместо эротики было насилие: расчлененка, КРАВИЩА, кишки, жестокие убийства женщин на фоне развеселых саундтреков, et cetera. И было оного контента много, намного больше, чем вообще могли себе представить вменяемые люди. Но самым страшным было не паршиво показанное насилие (все же, фильм – дерьмо, при всей своей кровавой новизне), а то, что зрителям это понравилось.

"Кровавому пиру" в фильме уделено много внимания, оно и понятно. Рассказы о съемках, интервью с актерами, реакция публики, пара слов о судебном процессе (в фильме не было почти никакой обнаженки, только «кровища рекой», тем не менее его пытались запретить именно за "неприличное содержание"). Далее – любимый фильм самого Льюиса (и, видимо, авторов документалки), "2000 Маньяков/Two Thousand Maniacs!", а за ним уже "Раскрась меня кроваво-красным/Color Me Blood Red". Потом история переходит к разрыву партнерства с Фридманом и очередным горам шлака, снятым предприимчивым режиссером: "Something Weird", "A Taste Of Blood" и т.д. Следующим номером - фильмы про отбившуюся от рук молодежь, байкерские саги о насилии и женских бандах, и прочее: "The Girl, the Body, and the Pill", "She-devils On Wheels", "Just For The Hell It Is". Рассмотрена любовь Льюиса к KFC (в одном из его фильмов внезапно засветился сам полковник Сандерс), недоснятый "An Eye For An Eye", другие небезынтересные вещи. В заключении расскажут о "Кудесник крови/Wizard Of Gore" и "Gore Gore Girls", последних "шедеврах" мастера, наиболее кровавых, дурных и ернических (предчувствуя, что "Gore Gore Girls" станет его последней работой за долгое время, он вывалил на зрителя все то, что было у него за душой в загашнике).

На том фильм и заканчивается, показав напоследок героя в домашнем окружении и на фестивалях. В начале 70-х Льюис отошел от кино, то ли наигравшись, то ли решив, что достиг всех возможных высот, и приложил свои таланты в рекламе (в "прямом маркетинге"). Где, как говорят, стал весьма известным и уважаемым специалистом, накатал кучу книг, последняя из которых, например, посвящена интернет-маркетингу. В начале нулевых Х.Г. вернулся в кино, но нужно ли это было – большой вопрос. Ну, а почему бы и нет. В любом случае, свой след он оставил, не будь его, вся история фильмов ужасов пошла бы по другому пути. Возможно, кто-нибудь другой додумался бы до идеи сплаттера, но это все условное наклонение. Творчество Льюиса не только не забыто, но и до сих пор более популярно, чем многих его "коллег". Некоторые работы перерабатываются в ремейки ("The Wizard Of Gore" и "Two Thousand Maniacs!"), кое-что он продолжает самостоятельно ("Blood Feast" в 2002 году отрастил себе сиквел за авторством Самого).

Сам по себе Льюис – ироничный и не глупый товарищ, трезво воспринимающий свое творчество и знающий, куда надавить простому американцу, чтоб потекли деньги. Отчетливо видимая "фига в кармане" в его фильмах не редкость, а скорее правило; когда смотришь эти вещи, хорошо заметно, что тебя не просто развлекают, над тобой еще и издеваются. К тому же, все это не воспринимается всерьез, и хоть шокирует подчас, и выглядит блевотно, на самом деле, никому нервы не портит. К тому же, он обладал талантом чувствовать настроение публики, находить интересные темы (в газетных заголовках, например), и эксплуатировать их. Используя актуальные (чужие) идеи и (не всегда свои) находки, он умудрялся держать руку на пульсе, что и позволяло довольно успешно троллить доить общественность.

В целом, у Хененлоттера и Маслона получилась интересная (и продолжительная) документалка о творчестве "отца жанра", ценная не только информацией о том, как оно все было, но и тем, что первопроходцев "знать надо". Фанатская, как иногда отмечают, но это объяснимо и понятно. Непонятно другое - почему рейтинги у нее в основном средние. Она ничем не хуже других фильмов на тему, просто область рассмотрения у нее более узкая, и выходить за нее фильм не пытается. Но и это больше похоже на достоинство, чем на недостаток.

Автор: underthelettere

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.