Обзор фильма "Месть ДжейДи"
Обзор фильма "Месть ДжейДи / J.D.'s Revenge" (1976)
Director: Arthur Marks
Cast: Glynn Turman; Louis Gossett Jr.; Joan Pringle; Carl W. Crudup; Julian Christopher
Крёстный отец blaxploitation фильмов Артур Маркс, одним своим именем завлекал афроамериканцев в залы кинотеатров. Конечно, так было не всегда, и уроженец Лос-Анджелеса Маркс начинал с рядовых картин для "белой" публики, но пройти мимо, набирающего обороты тренда под названием blaxploitation он не мог. Так в 1973 году зрители увидели криминальный фильм "Детройт 9000/Detroit 9000", принёсший некислый куш создателям и "чёрной" конвейер заработал на полную мощь, каждый год, выдавая по одной black-картине. В 1976 году, под крылом студии American International Pictures (AIP) Маркс снял сразу две картины - "The Monkey Hu$tle" и собственно - "Месть ДжейДи". Единственное отличие сабжа от других работ Артура Маркса в том, что фильм снят в жанре "хоррор". Кавычки добавлены не просто так, ибо от ужасов тут очень и очень мало.
Главный герой картины Айк (Glynn Turman) - студент юридического факультета, который разрывается между учёбой, спортом, работой таксистом и любящей девушкой Кристелл (Joan Pringle), которая поддерживает трудолюбие и стремление своего молодого человека.
В целом жизнь бьёт ключом, и ничего не предвещало беды. Однажды ночью, проводя время с Кристелл и ее друзьями в ночном клубе, забавы ради, Айк соглашается стать участником сеанса гипноза. Находясь в гипнотическом трансе, Айк видит видения, в которых убивают незнакомую женщину и мужчину. Потрясенный увиденным, Айк не предает этому значение, но вскоре понимает, что становится одержим мстительным духом ДжейДи Уокера (David McKnight), бандита, которого без суда и следствия застрелили в 40-х годах, обвинив его в убийстве собственной сестры. Именно убийство ДжейДи и его сестры, видел Айк, находясь под гипнозом. Молодой человек пытается вернуться в русло нормальной жизни, но дух ДжейДи начинает завладевать им, поначалу не так сильно, лишь влияя на его стиль одежды и поведение, но затем одержимость только наращивается, превращая тихого и любящего парня в настоящего монстра...
Своему появлению "Месть ДжейДи" обязан жанру blaxploitation, который в те года был на пике, тем не менее, фильм почти никак не касается этих вопросов (расизм, наркотики, несправедливость и прочее), а представляет собой неплохое, ровное кино, которое становится таковым благодаря работе талантливого режиссера Артура Маркса. Изначально идея, видимо, была в том, чтобы заработать на теме одержимости, пользовавшейся тогда успехом после выхода "Изгоняющий дьявола/The Exorcist", но Маркс (почти) никогда не опускается до бездумной кальки чужих трудов, и уж тем более никогда не добавит в своё детище - трупы и матерные воплей (две типичные вещи для жанра с одержимостью). Вместо этого он снял более-менее традиционную историю о призраке, слегка адаптированную для зрителей 70х и скрашенную на удивление отличной актерской игрой. Главная партия, конечно же у Глинна Турмана, актёр заслуживает всяческих похвал за то, что этот фильм работает так же хорошо, как и он. Айк, дружелюбный и приветливый парень, с целями и мечтами, который может привлечь любую женщину. ДжейДи, мерзкий тип, с какой стороны не посмотри. Турман не только идеально подходит для обеих ролей, но его способность проникать и выходить из персонажа во время сцен сильно впечатляет. Это действительно похоже на наблюдение двух разных людей на экране.
Один из главных минусов здесь – разочаровывающий финал. Поначалу речь вроде бы идет об обмене телами, напряжение долго и старательно нагнетается, а в итоге финальная развязка разочаровывает зрителя. И чем меньше мы скажем о невнятном поведении полиции, когда страсти улеглись, тем лучше. Особо над деталями сценарист не заворачивался, даже к ключевым деталям, например, почему среди всех добровольцев присутствующих на гипнотическом сеансе, дух Джейди вселился именно в Аика, и почему именно в этот день, а ни в другой. Всё это просмотру никак не мешает.
"Месть ДжейДи" - это недооцененная работа, и по крайней мере, это попытка снять что-то о чернокожих не только в контексте преступников/гангстеров, как это часто было в то время, и попытка была почти успешной благодаря неплохим актерам и интересной манере съемки. К сожалению, картина может разочаровать большую часть своей целевой аудитории, так как элементов присущие фильмам ужасов - здесь просто-напросто нет. С этой точки зрения, та же самая идея с одержимостью духом гангстера гораздо интереснее была раскрыта в следующем году Кёртисом Харрингтоном в "Руби/Ruby", причем начало у обоих фильмов практически одинаковое, в особенности визуально. Если не ожидать от картины хоррор элементов и не настраиваться на ужасы, то кино может зайти, как говорил классик – "Ваши ожидания, это ваши проблемы".
Оценка: 6+/10