Обзор фильма "Экспресс на Касабланку"
Обзор фильма "Экспресс на Касабланку / Casablanca Express" (1989)
Director: Sergio Martino
Cast: Jason Connery; Francesco Quinn; Donald Pleasence; Jinny Steffan; Glenn Ford; Jean Sorel; Manfred Lehmann
Январь 1943 года. Уинстон Черчилль (John Evans) летит в Марокко на Касабланкскую конференцию, где должен встретиться с президентом США Рузвельтом, но из-за поступивший информации о покушения на британского премьер министра, его самолет совершает вынужденную посадку в Алжире. Спецслужбы союзнических войск ищут надежный способ, как переправить Черчилля в Касабланку в срок. Майор французской армии Вальмор (Jean Sorel), предлагает переправить премьер-министра поездом. Хотя этот план разрабатывается в обстановке строжайшей секретности, о нем становится известно противнику. Несмотря на вооруженную охрану, поезд захватывает немецкий десант во главе с Отто фон Тиблисом (Manfred Lehmann). Спасти жизнь премьер министра и десятков мирных пассажиров доверяют лучшему агенту британской разведки Алану Куперу (Jason Connery), который должен в одиночку проникнуть в охраняемый поезд, обезвредить бомбы и вызывать подкрепление, только сделать это ох как сложно.
"Casablanca Express" один из самых распиаренных фильмов Серджио Мартино в период спада итальянского кинематографа. Почему картина получила так много внимания? Да всё очень просто. Во-первых, усилиями двух братьев-продюсеров Пьетро и Умберто Инноченци, у фильма появился внушительный бюджет, даже по американским меркам, что позволило привлечь в картину известных актеров, а известные актеры – это уже второй пункт, благодаря которому "Экспресс на Касабланку" был у многих на слуху. Первыми номерами, конечно, являются великолепный Дональд Плезенс, этот лупоглазый талант, может украсить любую помойку (вспомним "Королева воинов/Warrior Queen"), и вышедший в тираж американский актер Гленн Форд. Помогает эти двум киногигантом, французская знаменитость Жан Сорель, которого называли "Ален Делоном фильмов категории Б". А чтобы окончательно развеять все сомнения у зрителей по поводу – "идти в кино или не идти", создатели пригласили в картину – Коннери и Куинна, но не Шона и Энтони, а их повзрослевших детей – Джейсона Коннери и Франческо Куинна, рассчитывая на громкие фамилии на афишах и невнимательность публики.
Зритель, придя в кинотеатр, в принципе получил то, что ожидал – приключенческий боевик с историческим фоном, а фоном прослужило – одно событие в годы Второй мировой войны. Картина неплохо развлекает, нигде не затянута и смотрится с интересом, по крайней мере, так мне казалось, когда я впервые посмотрел "Экспресс на Касабланку" в босоногом детстве. Спустя годы, решил пересмотреть фильм, и... немного разочаровался. Конечно, вся развлекательность никуда не делась, картина до сих пор смотрится на одном дыхание, НО выявилось ряд минусов.
Фильм полон второстепенных персонажей и сюжетных ответвлений, не имеющих ничего общего с центральной линией. В поезде вместе с Черчиллем, едут католический священник, пара проституток, монахини, арабские шейхи и обычные гражданские, которых всех в конечном итоге убивают. Просто этим персонажам было уделено много внимания, лишь для того, чтобы потом их так не удачно слить из сюжета. Не обошлось без сюжетных дыр, например, герой Гленна Форда недолюбливает Черчилля, который не предупредил американское руководство по поводу готовящегося нападения японцев на Перл-Харбор, а значит он, ответствен за смерть его брата. Эта сюжетная линия забываются уже к середине фильма. Для чего вообще ввели персонажей Форда и Плезенса тоже не понятно. Их герои первые тридцать минут фильма говорят ни о чем, "высыпают" на зрителя много информации о событиях и действиях, которые не имеет ничего общего с сюжетом.
Отдельного внимания заслуживают немцы, точнее как итальянские киношники их изобразили. Известно, что итальянцы в своем кино, неистово прославляют победителей и уничтожают на экране своих неудачливых союзников целыми пачками, даже зная сей факт, всё равно невозможно без улыбки наблюдать за немцами, ибо они очень тупые. Немецкие десантники смогли довольно быстро захватить поезд и уничтожить взвод американских солдат, но в заключительном акте, пара хороших парней вооруженные MP40, уничтожили весь многочисленный немецкий блок, не прилагая никаких усилий. Весь фильм, немцев выставляют, как кучку идиотов, не способных ни на что, кроме как на убийство безоружных монашек и проституток.
Допущено много ошибок в военной экипировке, так например солдаты армии США одеты в форму, которая используется в настоящее время (выданной в начале 1980-х годов). На солдатах красуется знаменитая каска М1 с подшлемником, которая поступила на вооружение в 60-х годах. Показанные в фильме флаги США, почему-то имеют 50 звезд, вместо 48-звездочного флага, который использовался с 1912 по 1959 год. Понятно, что обычному зрителю будет глубоко плевать, на каски и на флаги, но вот плевать на музыкальное сопровождение публикане будет, ибо однотипные синтезаторные завывания сильно раздражают во время просмотра, к тому же композитор не придумал ничего лучшего, как стащить музыкальную тему из Индианы Джонса ("Raiders of the Lost Ark"), и переделать на свой, ужасный, лад.
Поскольку со сценарием в картине полная беда, Серджио Мартино решил компенсировать экшн-сценами и здесь их количество просто в избытке. Особенно щеголяет этим вторая половина ленты, где ответственные за пиротехнику люди, продемонстрировали, что бюджетные деньги ушли не только в карман актерам. Но и тут есть проблема: все экшн сцены сильно сконцентрированы всего лишь в нескольких моментах, а лучше бы растянули их на весь фильм, вместо ненужных сюжетных линий. Просто самые эффектные сцены пролетают совсем мимо зрителя в общем потоке, а видно, что работа проделана сложная.
"Экспресс на Касабланку" банальный представитель поджанра warsploitation, только с очень известными актерами на борту. Как одноразовое развлечение, фильм вполне подойдет.
Оценка: 5/10