Обзор фильма "Арабские приключения"
Обзор фильма "Арабские приключения / Arabian Adventure" (1979)
Director: Kevin Connor
Cast: Christopher Lee; Oliver Tobias; Peter Cushing; Mickey Rooney; Emma Samms; Milo O'Shea
Большим и процветающим городом Джадур правит злой халиф Алказар (Christopher Lee), заключивший свою душу в волшебное зеркало, и получивший неограниченные магические способности. Однако существует некий артефакт под названием Роза Элила, с помощью которого можно одолеть Алказара.
В это время, в город со свадебными намерениями приезжает принц Хасан (Oliver Tobias), наслышанный о красоте приёмной дочери Алказара Зулейры (Emma Samms), но вместо руки и сердца прекрасной принцессы, Хасан оказывается в тюрьме. Попытка бегства заканчивается провалом, и Хасана ждёт казнь, но Алказар предлагает принцу сделку - он найдет для него цветок, а в качестве вознаграждения получит свободу и свою дочку Зулейру. Обманутый Хасан, не знающий об истинных намерениях Алказара, устремляется на поиски, где его поджидают смертельные испытания...
Вдоволь наигравшись с экранизациями произведений Эдгара Райса Берроуза, режиссёр Кевин Коннор и продюсер Джон Дарк, искали новую тему для следующего приключенческого фильма, а это была задача не из лёгких, так как творческий дуэт перебрал чуть ли не все возможные истории. Герои их фильмов были в Атлантиде, путешествовали к центру земли, но, ни разу не были на загадочном Востоке, благо сама идея, ни была сильно заезжена киношниками. "Арабские приключения" получилась приятной, но предсказуемой картиной, наполненное типичными атрибутами, которые мы привыкли ассоциировать с экзотическим жанром восточного фэнтези: джиннами, волшебными лампами, летающими коврами, злыми колдунами, принцами и принцессами и молодой, но верный попрошайка. Фильм следует шаблону классической картины Александра Корды 1940 года "Багдадский вор/The Thief of Bagdad". Безусловно, в ленте есть некоторая оригинальность, в остальном же "Арабские приключения" - кино, вторичное донельзя. Почти всё, что показано в фильме, мы видели во многих других картинах на восточную тему (не только "Багдадский вор"), чьи ноги растут из собраний сказок и новелл "1000 и одна ночь". Однако, сильного отторжения это не вызывает. Чего не скажешь о неожиданных переходах в серьёзность. Странные сцены. Когда появляются спецэффекты, в особенности эпизоды с ковром-самолетом, скромный бюджет бросается в глаза. Но не раздражает, в рамках жанра всё очень даже гармонично, вдобавок на дворе был 1979 год, можно простить.
Главное достоинство "Приключений" - это конечно же актеры, а состав подобрали поистине звёздный, как говорится - "куда не плюнь, попадешь в звезду". На любимые и просто узнаваемые лица смотреть всегда приятно, особенно когда они все вместе собрались в одном фильме. Микки Руни, Мило О'Ши и даже небольшая роль Питера Кушинга вызывает бурю эмоций. Красотка Эмма Саммс радует глаз, удачное попадание в образ безмолвный принцессы. Старина Крис Ли снова играет антагониста, так что придирок к его роли быть не может, в злодейских ролях он как рыба в воде. Хасан в исполнении Оливера Тобиаса выглядел малость деревянным, особенно в сценах поединка с дворцовой стражей, но этот не портит общего впечатления от подбора актерского состава.
Помимо актеров, украшает фильм - работа художника-постановщика. За художественное оформление ответственен Эллиот Скотт, который творит чудеса с ограниченным бюджетом. Три огромных огнедышащих дракона, с которыми главные герои сталкиваются в пустыне, на деле оказываются хитроумной паровой машиной, которой управляет персонаж Микки Руни. Несмотря на топорно загримированные лица европейских актёров, изображающих арабов, именно работа Скотт даёт публики понять, что действие картины разворачивается на Востоке. А самого Скотта заприметили за океаном, и голливудские шишки перетащили художника в Калифорнию, где, обладая суммами куда внушительней, появились такие отличные в визуальном стиле картины, как "Лабиринт", "Кто подставил Кролика Роджера" и две части "Индианы Джонса".
Конечно, как и практически в любой картине, найдется ложка дёгтя, "Arabian Adventure" ни стал исключением. Экшна много, но он очень скучен. Сцена, где Хасан совершает побег из тюрьмы, наверное, на бумаге выглядела захватывающей. Борьба на мечах, акробатики, погоня и прочие атрибуты является основной двигательной силой в этом приключенческом фильме, чтоб публика, а в особенности маленькие зрители не скучали. На деле всё выглядит ни так аппетитно. Боевая хореография смешна, действие неуклюже снято, и Тобиас безнадежно аляповат. Битва между Хасаном и его мятежными силами с солдатами Алказара на летающих коврах, явно появилась под впечатлением от "Звёздных войн", вышедший двумя годами ранее, с небольшой разницей, что у Лукаса битва смотрится эпично, а вот у Коннора нет. Ковры движутся медленно, композитинг просто смешен (даже для своего времени), а постановка настолько запутанна, что ничего не разберешь и тем более не получаешь от увиденного удовольствия
В целом получился приятный фильм, на который можно смело потратить время, а вот пересматривать явно не захочется.
Оценка: 6/10