Обзор фильма "Коффи"
Обзор фильма "Коффи / Coffy" (1973)
Director: Jack Hill
Cast: Pam Grier; Booker Bradshaw; Robert DoQui; William Elliott; Allan Arbus; Sid Haig
Коффи (Pam Grier) работает медсестрой в городской больнице, а вечером превращается жесткую машину для мести, которая решает взять дело в свои руки, когда закон оказывается бессильным помочь ей поймать торговцев наркотиками, которые подсадили на иглу младшую сестру, превратив её в овощ. Что еще хуже, друг Коффи офицер полиции по имени Картер (William Elliott), за то, что он отказывается работать на мафию, подвергается нападению и получает повреждение мозга. Помощи ждать неоткуда, а наркоторговец Король Джордж (Robert DoQui) и мафиозный босс Артуро Витрони (Allan Arbus) будут и дальше отравлять улицы города. Надежда только на себя, взяв правосудие в свои женские руки...
Тема мести в кино - одна из самых используемых, что тогда, в 70-х годах, что сегодня. Мстят все и за всех. Фильму про месть необязательно быть боевиком, так как у "revenge" картин других жанров, гораздо больше места для сюжетных маневров. Но если это боевик, то всегда стоит ожидать набор клише, спасти от которых могут лишь несколько вещей: динамика повествования, без прогрузов и провисания, экшен-сцены, насилие, с которым желательно не переусердствовать и харизма главного героя/героини. Получилось ли у "Коффи"?
Однозначно получилось, и даже со временем картина не растратила своей обаятельности, ибо шарм 70-х никогда не исчезнет. Никакой интриги для зрителя нет, повествование идет как паровоз по рельсам. Режиссёр Джек Хилл вообще не стал долго запрягать, и вычеркнул такие элементы сюжета, как экспозиция и завязка, а сразу перешел к развитию действия. Сразу после посиделок наркоторговца в баре и начальных титров, мы наблюдаем героиню Пэм Гриер с дробовиком в руках, которая одним метким выстрелом разносит голову наркоторговца в клочья, а ожидающему в соседней комнате водителя-наркоману, главная героиня вкалывает смертельную дозу наркотиков с успокающивыми словами – "если ты сдохнешь, ты пролетишь мимо жемчужных ворот с самой большой и идиотской улыбкой, которую когда-либо видел Святой Пётр", ну как после этого не втянуться в просмотр картины.
А поможет втянуться - актриса Пэм Гриер. Она главная причина, по которой фильм "Коффи" работает. В течение полутора часов она демонстрирует реальную способность изобразить одного персонажа с разных сторон. Гриер играет главную роль Коффи как человека, который может быть милым во время её обычной работы в госпитале, порочным, когда он мстит, соблазнительным, когда это выгодно, и просто совершенно сексуальной в каждый момент фильма. Все это делает её героиней "живой", которой мы можем сочувствовать и переживать за неё. Из Коффи не делают супергероя, а наоборот показывают персонажа более приземлено, всё-таки это обычная медсестра и с оружием ходит впервые в жизни и не сразу приноравливается к "пушке". Поверьте, если есть одна причина увидеть "Коффи" - это Пэм Гриер, это её бенефис.
Конечно, не только шоколадная Гриер делает весь фильм, вся сьемочная команда отработала как надо. Насилия в картине предостаточно, но рамки дозволенного не переходит. Обнаженкой картину тоже не обделили, за практически все НЮ сцены отвечает пышногрудая Гриер, и это хорошо. Есть технические моменты, которые сделаны и сняты из рук вон плохо, к примеру, сцена с избиением полицейского Картера, очень ляповато и неправдоподобно смотрится, но на общее впечатления не влияет, к тому же динамика повествования не дает повлиять. Публику не грузят и не предлагают задуматься о том, что "месть порождает новую месть", режиссер снял живенький минималистский боевик, где героиня Гриер сперва отстреливает рядовых дилеров, а затем выходит на рыбу покрупнее. Всё упрощено для легкого усвоения, где мир "Коффи" чётко поделен на белое и чёрное, и я не про цвет кожи, хотя расистскую карту Хилл немного разыграл, в blaxploitation без этого нельзя. Зато "Коффи" внёс нового в "чёрный" жанр, как отметил критик Роджер Эберт - предыдущие фильмы в жанре blaxploitation были обычно про наркоторговцев и они всегда пренебрежительны к женщинам. Здесь же женщина главный герой и фильм против наркотиков. В дальнейшем, многие киношники взяли на вооружение сюжетные ходы "Коффи".
Изначально "Коффи" задумывался, как быстрослепленный фильм, который должен был выйти в аккурат к премьере крупнобюджетной ленты от Warner Bros "Клеопатра Джонс/Cleopatra Jones" и в лучах славы от уорнерского фильма заработать свою копеечку. Но так получилось, что по сборам "Коффи" повалил на лопатки "Клеопатру", также сделал то, чего никто не мог предсказать, а именно картина сильно повлияла на весь жанр. В будущем, "Коффи" получил два малоизвестных римейка, один из которых гонконгского производства и разошелся на цитаты. Киногик Квентин Тарантино включил "Коффи" в топ-20 своих любимых фильмов. Дань уважения он отдал в своей картине "Джеки Браун/Jackie Brown", где главную роль сыграла постаревшая Пэм Гриер.
Оценка: 10/10 Бессмертная классика