Обзор фильма "Тень кошки"

Рецензия на фильм "Тень кошки / The Shadow of the Cat" (1961)

Director: John Gilling
Cast: Andre Morell; Barbara Shelley; Conrad Phillips; William Lucas; Vanda Godsell; Richard Warner

Уроженец Нью-Йорка из семьи русских эмигрантов – Джордж Бакст, долгое время трудился на родине в качестве агента в кинобизнесе, пока в конце 50-х не переехал в Великобританию, где решил освоить новое для себя ремесло – написание сценариев. Фантазии Бакста хватило, чтобы резво ворваться в британское кино. Поначалу его привлекали, чтобы доработать уже готовые сценарии – "Цирк ужасов/Circus of Horrors", "Город Мертвых/The City of the Dead" и он даже приложил свою руку к мегакультовому "Проклятие Франкенштейна/The Curse of Frankenstein", однако полноценные сценарии американцу не доверяли. Но как говориться, если гора не идет к Магомету, то Бакст сам пошёл на студию Хаммер, чтобы предложить свой сценарий, но к его сожалению, получил отказ, ибо производственный график Молотов был забит под завязку, и свободного места для камерного триллера просто-напросто не нашлось. Зато Бакст познакомился с продюсером Джоном Пенингтоном, которому сценарий приглянулся, и он решил дать зелёный свет проекту. Для работы над фильмом Пенингтон привлёк своего давнего знакомого - театрального агента Ричарда Хаттона, а вскоре вся троица, специально под фильм, основала компанию ВНР Films (название складывается из первых букв их фамилий - Baxt, Hatton, Penington).

С готовым сценарием и рядом наработок, Джордж Бакст, вместе с компаньонами из ВНР, снова предпринял попытку штурма студии Хаммер, и попытка увенчалась успехом. Летом 1960 года, боссы Хаммер добавили фильм в свой производственный график, выделив на постановку 70000 фунтов стерлингов и свою съемочную команду, включая опального режиссёра Джона Гиллинга, которого годами ранее, за постоянные споры с руководством, прогнали со студии Хаммер. Прежде чем приступить к съемкам, Джон Гиллинг решил внести ряд декоративных правок в сценарий. Главным изменением стало, что вместо мощного внушения об угрозе мстительного кошки покойной Эллы, режиссер ввёл в сюжет настоящую кошку, которая бродит вокруг главных героев и "наблюдает" за ключевыми событиями с помощью искаженного объектива. За эти правки, Гиллинг получил дополнительные 150 фунтов стерлингов к своему режиссерскому окладу. 12 ноября 1960 года в декорациях студии Брэй, начались съемки камерной истории про...

Поздно ночью, сидя в полутьме за письменным столом, богатая старушка Элла Венейбл (Catherine Lacey) достает из шкатулки завещание, согласно которому, всё имущество старушки на случай смерти переходит её мужу Уолтеру (Andre Morell). Но алчный муж не хочет дожидаться, когда его супруга умрёт своей собственной смертью и решил ускорить естественный процесс. Сговорившись с прислугой, Уолтер, руками дворецкого Эндрю убивают мисс Венейбл, а её тело хоронят недалеко от дома. Чтобы снять с себя подозрение, "любящий" муж сообщает в полицию о пропажи Эллы, а сам тем временем, ищет в доме первоначальное завещание жены, где единственным наследником значиться любимая племянница Эллы - Элизабет Венейбл (Barbara Shelley). Однако Уолтер забыл про свидетеля их преступлений – полосатую кошку по имени Табита, которая видела убийство и погребения хозяйки. Безобидное домашнее животное не оставит убийц в покое, превратив их жизни в сущий кошмар...

Сюжет, конечно, получился простоват и довольно предсказуем, где нет абсолютно никакой интриги, но проходной сюжет оказался в хороших руках Джона Гиллинга, который не позволяет фильму погрузиться в смехотворное дно, а порой смеяться хочется, когда речь идет о людях, которых "убивает" обычная кошка. Гиллингу удается добиться напряжения и беспокойства в данной истории, хотя он не стесняется поднять немного легкого юмора и даже добавляет несколько приличных шоковых моментов. Семидесятиминутный хронометраж не дает развалиться истории, и не отпускает внимание публики до самых финальных титров, где перед самой надписью "The End", Гиллинг юморной манере намекает на продолжение истории.

Картина настраивает на нужный лад с самых первых минут, когда убаюкивающую темноту, в которой сидит милая старушка в вуали, читающая томик Эдгара Алана По, нарушает незваный гость, жестоко расправившийся с этой самой старушкой, а дальше под музыку изгнанного политического активиста и великого греческого композитора Микиса Теодоракиса появляется начальные титры с названием, и всё на фоне мрачной готической усадьбы. Шикарное вступление. Конечно без партитур Теодоракиса, картина бы сильно потеряла бы в атмосфере. А вот что сильно ударило по атмосфере – это главный виновник торжества в лице кошки.

Ни надо было Гиллингу лезть со своими правками в сценарий Бакста. Всё-таки первоначальный вариант, звучал куда интригующе, когда за смерть хозяйки мстила кошка, но при этом кошка для зрителей находилась как бы в "тени" (отсюда и оправданное название), была некая форма психологической метафоры, и это добавляло картине мистицизма. По факту нам показывают обычную полосатую кошку, которой очень далеко до своих пушистых "коллег" из кошачьих фильмов ужасов. Кошка Табита милый зверек, от которого не исходит никакой угрозы, а создатели фильма, устами главных героев, пытаются нам скормить, что это исчадие ада, и заговорщики боятся пушистого котика до смерти. Смотрится это минимум смешно, уверен и в далеких 60-х годах это смотрелось не без улыбки на лице. Как бы режиссер не пытался метафорично сравнить кошку с совестью, которая преследует убийц хозяйки, всё равно это не работает. Без милого полосатого зверька, именно в таком виде как нам показывают фильме, "The Shadow of the Cat" только бы выиграл. Лучше бы посмотреть на очередную вариацию "пауков в банке", как члены семьи устроили локальные разборки из-за наследства, вариацию, разыгранную отличными актерами.

Помимо милого пушистого мстюна, сильно бьющего по атмосфере, сами создатели намучались на съемках с четвероногой актрисой. Необходимую для фильма кошку, позаимствовали у хозяйки паба в Виндзоре, однако пушистая актриса постоянно сваливала по своим кошачьим делам, что негативно складывалось на графики, пришлось искать четвероногой диве нескольких дублеров. При этом кошки не особо понимали, что от них требуют, и съемочной команде, чтоб добиться нужного результата, приходилось терпеть "кошачьи побои". В одной из сцен, надо было, чтобы кошка перепрыгнула с одной части крыши на другую, однако кошка сильно испугалась, тогда за дело взялся Лес Боуи, отвечающий за спецэффекты в фильме. Боуи взял кошку в руки и хотел кинуть её, но испуганный зверь вцепился в рукав Леса. Тогда у Джека Кертиса, главного электрика студии Брэй, появилась идея. С помощью небольшого удара током от двух проводков, подключенных к кошачьему хвосту и к автомобильному аккумулятору на 12 Вольт, Кертис хотел заставить кошку сделать необходимый прыжок. Когда Лес Боуи для очередного дубля снова поднял кошку высоко над головой, а Кертис дал эклектический залп, бедный зверек снова никуда не прыгнул, а просто освободил кишечник на Леса Боуи, полностью покрыв будущего обладателя премии Оскар горячим поносом.

К счастью, что двуногие актеры никого поносом не покрывали, и со своими ролями справились отлично и добавили дополнительный плюсов этому камерному фильму, кроме разве Эндрю Кроуфорда в роли дворецкого, актер сильно переигрывал, чтобы изобразить испуг перед кошкой. На знакомые лица приятно смотреть. Непривычно видеть дедушку с добродушным лицом Андре Морелла в отрицательной роли, но такие роли старику Мореллу только к лицу. В целом получился неплохой викторианский детектив, без элементов хоррора, хотя антураж и атмосфера, ошибочно пытается скоромить картину под соусом фильма ужасов, что абсолютно ни так. Милый классический фильм от легендарной студии, который скорее всего забудется сразу же после просмотра.

Съемки завершились незадолго до Рождества, а итоговая цифра бюджета разрослась с 70 до 81000 фунтов стерлингов. 13 февраля 1961 года фильм отправился в Нью-Йорк, вместе с картиной Теренса Фишера "Проклятие оборотня/The Curse of the Werewolf", которые вышли на больших экранах двойным сеансом. Только от "Тени Кошки" боссы Хаммер открестились, так как по соглашению с Columbia о совместном производстве / дистрибьюции, хаммеровцам разрешилось снимать для других студий всего один фильм в год, и лимит был исчерпан. Картина прошла практически незамеченной публикой, и дивидендов своим создателям не принесла. А троица, которая стояла у истоков фильма - Бакст, Пенингтон, Хаттон больше не работали вместе, каждый разошелся своей дорогой.
Оценка: 6/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.