Обзор фильма "Сожжение"
Обзор слэшера "Сожжение / The Burning" (1981)
Director: Tony Maylam
Cast: Brian Matthews; Jason Alexander; Larry Joshua; Holly Hunter; Brian Backer; Fisher Stevens
Успех малобюджетных фильмов ужасов, таких как "Техасская резня бензопилой/The Texas Chain Saw Massacre" и "Хэллоуин/Halloween" для многих начинающих кинодеятелей был идеальным примером того, как за короткий срок и без больших финансовых вливаний можно успешно пробиться в кинобизнес. В 1980 году никому неизвестный Харви Вайнштейн со своим партнером Майклом Коулом решили пойти по этому несложному пути. Их дебютом в кино должен бы стать фильм в жанре слэшер. Над историей долго думать не пришлось, Харви вспомнил, что, будучи ребенком, он услышал в лагере страшную легенду о Кропси. Вайнштейн поделился легендой с Коулом, и тому идея понравилась, и как говорится - маховик закрутился. Понимая, что увлечение слэшерами не будет длиться вечно, и желая выпустить свой фильм до того, как жанр выдохнется, продюсеры бросили все силы в производство. Адаптацию легенды о Кропси написали Питер Лоуренс и брат Харви Боб Вайнштейн всего за шесть недель, и сценарий практически полностью соответствовал зарождающимся жанровым традициям того времени. Летом 1980 года, вся съемочная команда отправилась в действующий детский лагерь в окрестностях Буффало, чтобы на натуре и без лишних затрат на декорации, рассказать очередную историю про...
Однажды ночью в лагере Блэкфут несколько детишек решают разыграть Кропси, алкоголика и жестокого смотрителя лагеря. К сожалению, невинная шутка пошла наперекосяк. Случился пожар и Кропси едва не сгорел, получив ужасные ожоги всего тела.
Пять лет спустя, изувеченного Кропси выписывают из больницы, и просят, чтобы он не держал зла на спаливших его подростков. Кропси действительно попытался начать новую жизнь, но его обезображенная внешность вызывает ужас даже у женщин с пониженной социальной ответственностью, так что ни о какой нормальной жизни и речи быть не может. Вооружившись садовыми ножницами, Кропси отправляется ближайший летний лагерь, чтобы отомстить неизвестным детишкам за то, что другие дети сделали с ним...
Дебютный полнометражный фильм от "Мирамакс" следует по стандартному пути практически всех слэшеров Золотой эпохи. Убийца преследует группу изолированных подростков, убивая их одного за другим, разнообразными и всегда кровавыми способами. "Сожжение" не отходит далеко от знакомой формулы, и в этой степени фильм страдает теми же проблемами, что и большинство других слэшеров. Пожалуй, самое важное то, что персонажи здесь не раскрыты. Многие из них симпатичны и по-настоящему привлекательны, но редко развиваются дальше своей первоначальной характеристики.
Однако один аспект "Сожжение", который действительно отличается от других представителей жанра, - это отсутствие в фильме "последней девушки". В большинстве слэшерах (хотя это не относится только к этому поджанру) "последняя девушка" - это последний выживший персонаж. Она единственный главный герой, достаточно смелый или умный, чтобы перехитрить (а часто и убить) антагониста. Вместо этого в "Сожжении" есть два парня Тодд и Альфред, которые, по воли создателей фильма, взяли на себя роль "final girl". Это изменение знакомой формулы получилась бы намного интересней, если бы не то, насколько безвкусны оба этих персонажа. Тодд лишен индивидуальности. Он прямолинейный и приторно положительный герой. Альфред, с другой стороны, больше интригует, но только из-за того, насколько двойственно к нему относишься. Это персонаж, над которым издеваются и насмехаются, и которому явно некомфортно в собственной шкуре. Создавалась хорошая возможность создать персонажа, к которому зрители могли бы испытывать сочувствие, но сценаристы сделали из него вуайериста, тем самым запороли весь сочувствующий потенциал.
Запороли и детективный потенциал. Что главное в слэшерах? Это антагонист, который скрывает свое лицо за зловещей маской. И только к финалу, зрителям показывает, кто маньячил под маской и раскрывают мотив, чтобы этот самый зритель на протяжении всего фильма гадал - кто эта машина для убийства. В "Сожжении" решили этот важный элемент убрать, и кто орудует садовыми ножницами показывают с первых минут, однако его лицо по слэшерной традиции всё равно прячут, чтобы шокировать публику не личностью маньяка, а его обезображенным лицом. Сомнительное решение, ну принимаю.
Принимаю и отсутствие действия как такового. Смотреть на длительное вступление и бесконечную болтовню невероятно скучно, а хронометраж у фильма нерезиновый, но провисающий первый час вообще довольно характерен для слэшеров 80-х, вспомнить хотя бы "Школьный бал/Prom Night" или вторую часть "Пятницы 13-й/Friday the 13th Part 2", где вообще уснуть можно.
Так чем же "The Burning" зацепил тогдашнюю и нынешнюю публику, что до сих пор картина входит в топы "Лучших слэшеров", и занимает в этих топах далеко не последнее место. Фильм примечателен тем, кто участвовал в его создании. Именно здесь началась мощь братьев Вайнштейнов. Монтировал картину еще малоопытный Джек Шолдер, который в скором времени сделает себе имя в хорроре, правда в качестве режиссёра, ибо монтировать он не умеет. В актерский состав вошли будущие звезды и знакомые лица, такие как Джейсон Александер, Фишер Стивенс, и обладательница премии Оскар Холли Хантер. Музыкальную партитуру написал Рик Уэйкман, британский клавишник, композитор и участник рок-группы "Yes". Эти звёздные имена привлекают новую публику. Многим же интересно с чего начиналась карьера знаменитости.
А тогдашнюю публику в "Сожжение" привлек грим и кровавая баня от маэстро Тома Савини, который отказался от сиквела "Пятницы 13-й", чтобы поработать над дебютом Вайнштейнов. Одна из величайших достопримечательностей фильма - это захватывающие сцены смерти. Савини подошёл со всей ответственностью к любимому делу, несмотря на сжатые сроки. Образ Кропси основывался на обгоревшем нищем, которого Савини видел ребенком в Питтсбурге, а также на фотографиях из учебников о жертвах ожогов. Но из-за нехватки времени, у него было всего 3-4 дня, полученная маска больше напоминала плавление, чем ожог. Оглядываясь назад, если бы в фильме не участвовал Савини или если бы его работа подверглась жесткой цензуре, "Сожжение" просто не был бы таким запоминающимся и интересным, как сейчас. А сцена на плоту стала визитной карточкой картины, и сильно возбудила цензоров.
К сожалению, не возбудила посетителей кинотеатров США. Американская публика не особо оценили кровавые достоинства новой картины. Всё-таки перенасыщения рынка слэшерами начало сказываться на сборах. При бюджете в полтора миллионов, лента собрала в прокате Штатов лишь жалкие 700 тысяч долларов, однако фильм хорошо продавался по всему миру, окупив свой бюджет. В одной лишь Японии, картина принесла 1,2 миллиона долларов своим создателям.
"Сожжение" далек от совершенства, но лента вышла интересная, и поклонникам жанра есть, за что похвалить дебют Вайнштейнов.
Оценка: 7/10