Обзор фильма "Проклятие Франкенштейна"

Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Проклятие Франкенштейна / The Curse of Frankenstein" (1957)

Director: Terence Fisher
Cast: Peter Cushing; Robert Urquhart; Hazel Court; Christopher Lee; Valerie Gaunt

Как-то за разговором, директор ABC Джек Гудлэйтт предложил руководству Hammer Films сделать римейк Юниверсаловского "Франкенштейна", маленькая и независимая на тот момент студия, приняла предложение Гудлэйтта всерьез. Сценарий написали два друга Милтон Суботски и Макс Розенберг, будущие основатели культовой студии Amicus Production, прямого конкурента Хаммер. Готовый сценарий постоянно переписывался и дорабатывался, в итоге от него отказались, посчитав его слишком дорогим для скромного бюджета. Ответственного за новый сценарий сделали Джимма Сангстера, который взял за основу труды Суботски и Розенберга, однако сильно переработал. Изначально продюсеры хотели снять дешевый черно-белый фильм с Борисом Карлоффом в роли Монстра, но их планы нарушил американский киногигант Universal Pictures, пригрозивший им судебным иском, если они воспользуются их ними наработками, включая и знаменитый грим Монстра. Пришлось Сангстеру снова переписывать сценарий, к счастью это было в последний раз. Съемки картины доверили Теренсу Фишеру, у которого был контракт со студией Хаммер на несколько фильмов, так что отвертеться от постановки он бы не смог. 19 ноября 1956 года вся съемочная команда отправляется в отстроенные декорации на Bray Studios, где приступает к съемкам первого цветного фильма о Франкенштейне.

Приговоренный к смертной казни, барон Виктор Франкенштейн (Peter Cushing) настойчиво требует предоставить ему священника, а когда тот появляется на пороге его камеры, он рассказывает ему свою историю.
После смерти отца, молодой барон унаследовал родовое имение и все состояние богатых родителей. Первым делом Виктор нанимает себе самого лучшего учителя Пола Кремпе (Robert Urquhart), который посвятил несколько лет, что бы превратить глупого подростка в талантливого ученого. Однако Кремпе даже и не догадывался, какого монстра он воспитал. Два ученых совместно проводят научные эксперименты по оживлению мертвой плоти, и "первый блин" не оказался комом, им удалось оживить мертвое тело щенка. Франкенштейну этого показалось мало, он захотел поиграть в бога, и создать живое существо из членов и органов, взятых у трупов. По началу Кремпе помогает барону, но, увидев в какого одержимого маньяка превращается Виктор, он решает прекратить эксперименты, однако было уже слишком поздно. Существо (Christopher Lee) созданное Франкенштейном появилось на свет, правда, из-за поврежденного мозга, в этом существе нет искры сознания, а лишь простые инстинкты, и единственное желание - убивать...

Итак, перед нами очередная экранизация классического романа Мэри Шейли "Франкенштейн", именно экранизация, а не римейк, как пишут многие. Британская версия оказалась намного ближе к оригиналу, чем американская, хотя много чего было оставлена за бортом в угоду зрелищности, что бы как-то уместить объемную книгу в 80 минутный хронометраж. Серьезное отличие заключается в том, что в версии студии Хаммер, главным отрицательным персонажем стал барон, а созданное им Существо, всего лишь не самый удачный эксперимент, который временами выходит из-под контроля. Франкенштейн в исполнении Питера Кушинга – самое лучшее украшение в фильме. Он потрясающе сыграл обезумевшего фанатика, который для достижения своей цели не останавливается ни перед чем. Поначалу безобидные, но аморальные поступки, связанные с воровством трупов, приводят барона к элементарным убийствам, при этом, идя на преступление, он полностью осознает, что делает. Кушинг отлично показал трансформацию своего героя.

Примечательно, что в данном фильме, барон убил больше людей, чем само Существо. В дальнейших сиквелах, Франкенштейн Кушинга, будет постепенно превращаться из фанатика, в циничного и хладнокровного злодея. Своего апогея это превращение достигнет в картине - "Франкенштейн должен быть уничтожен/Frankenstein Must Be Destroyed", в котором барон опустится до изнасилования невесты своего помощника.
Монстра, как известно, сыграл Кристофер Ли, которого взяли на эту роль не за какие-то актерские заслуги, а банально за высокий рост, из-за чего он долго не подписывался под этот проект, но в итоге сделал правильный выбор, но настоящей звездой, его сделало появление в следующем "хаммеровском" хорроре - "Дракула/Dracula". Существо/монстр не вызывает ни каких эмоций, посему он очень сильно проигрывает юниверсаловскому коллеге. Монстр Бориса Карлоффа напоминал обиженного ребенка, сбежавшего из дома, но вместо свободы и понимание, получил лишь неприятие и отрицание, из-за чего персонажа Карлоффа было жалко. У Криса Ли получился тупой и уродливый монстр, которым движут лишь одни примитивные инстинкты. Однако грим хаммеровского Существа получился намного лучше, чем у американцев. Искаженное и деформированное лицо, покрытое шрамами, выглядело впечатляюще, даже сейчас, а что творилось в 50-х годах трудно себе представить.

Остальные персонажи получились такими же отвратительными, как барон и его рукотворное Существо. В картине вообще нет положительных героев. Кузина Франкенштейна Элизабет – это алчная до денег барышня, готовая цинично выйти замуж за Виктора, исключительно рад его богатого состояния. Друг и учитель барона Пол Кремпе, тоже гадкая личность, зная обо всех творящихся преступлений, молчит в угоду своей выгоды. В минуты, когда Виктору нужна помощь, он вместе с Элизабет, отворачиваются от него. Как вы видите, сопереживать тут некому, разве только щенку, который мистическим образом исчез в фильме.
Напоследок хочется похвалить режиссёра Теренса Фишера, показавший реалистичную историю, развернувшуюся в готическом антураже, без лишнего пафоса и налета романтизма, только то, что сможет напугать зрителя.

"Проклятие Франкенштейна" стал одним из первых в новой волне фильмов ужасов, поднятой британской киностудией "Hammer". Картина принесла огромный доход студии, закрепив за ними статус - "главной фабрики по выпечке фильмов ужасов". Следом за бароном, мир увидел в цвете других известных персонажей Universal - "Дракулу/Dracula" (1958) и "Мумию/The Mummy" (1959), а в дальнейшем Хаммеровцы стали выпекать хорроры уже по собственным сюжетам, правда, регулярно возвращались к проверенным героям. Одних только фильмов про барона Франкенштейна на протяжении последующих двадцати лет студия выпустила шесть штук. Серия завершилась в 1973 году фильмом "Франкенштейн и монстр из ада/Frankenstein and the Monster from Hell", однако и сама студия вместе с этим фильмом прекратила своё существование.
Оценка: 10/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.