Рецензия на фильм "Франкенштейн и Монстр из ада"

Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Франкенштейн и Монстр из ада / Frankenstein and the Monster from Hell" (1973)

Director: Terence Fisher
Cast: Peter Cushing; Shane Briant; Madeline Smith; David Prowse; John Stratton; Bernard Lee

В начале семидесятых, в киноиндустрии Англии наступил период кризиса, который само собой затронул некогда популярную студию Hammer Film Productions. Финансирование стремительно падало, количество кинотеатров сокращалось, зарубежным зрителям и дистрибьюторам старомодные британские хорроры и даром не нужны. Успешные в прошлом хаммеровские франшизы с треском проваливались, к примеру "Сатанинские обряды Дракулы/The Satanic Rites of Dracula", однако руководство студии решила попытать счастье с другим раскрученным хаммеровским сериалом по мотивам истории Виктора Франкенштейна. Седьмой по счету фильм франшизы с громким названием "Франкенштейн и Монстр из ада" снимался в ужасных мучениях, бюджета практически ни на что не хватало, экономили на всём - от декораций до костюмов, к счастью режим экономии не коснулся съемочной команды, и в проект удалось затащить ветеранов серии - Питера Кушинга и Теренса Фишера, которые, не смотря на весь свой профессиональный подход к делу, так и не смогли вытащить картину на должный уровень, и "Frankenstein and the Monster from Hell" стал ещё одним гвоздем вбитый в крышку гроба умирающий студии Хаммер.

Молодой доктор Саймон Хелдер (Shane Briant) одержим работами Виктора Франкенштейна, и хочет повторить эксперимент барона по созданию человека из частей мертвых тел, однако Хелдер прогадал с подельником, который приносил ему свежо выкопанные трупы. Вскоре на горе-учёного вышла полиция. На суде молодого человека обвиняют в колдовстве и отправляют в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение. Выясняется, что в этой самой лечебнице, когда-то отбывал своё наказание знаменитый Франкенштейн (Peter Cushing), но со слов директора психушки (John Stratton), барон давно умер и похоронен на больничном кладбище, но смышленого Хелдера так просто не проведешь. Местный глав.врач клиники - Карл Виктор не кто иной, как сам барон Франкенштейн собственной персоной, держащей директора лечебницы на коротком поводке. Саймон становится помощником барона, ведь ему не хотелось упускать такой возможности "поиграть в бога" вместе со своим кумиром, но чем больше узнает молодой человек о Франкенштейне, тем больше он разочаровывается в объекте обожания...

В начале 70-х годов руководство студии попыталась, весьма неудачно, перезапустить франшизу, итогом стала картина "Ужас Франкенштейна/The Horror of Frankenstein". Новый босс Хаммер - Рой Скеггс решил не испытывать судьбу, а снять продолжение полюбившейся многим зрителям истории, в центре которой циничный барон в исполнении привычного Питера Кушинга и проверенного режиссёра Теренса Фишера у руля, только лишь с единственной проблемой – нулевым бюджетом, из-за которого, создателям пришлось выкручиваться, как только возможно. "Frankenstein and the Monster from Hell" разделил поклонников на два лагеря, тех, кто принял картину, и от просмотра получил удовольствие, и на тех, кому фильм категорически не понравился. Последние, критиковал ленту за скудность локаций, практически весь сюжет фильма разворачивается в четырёх стенах психиатрической лечебницы, из-за чего у зрителей вырабатывалось стойкое чувство клаустрофобии. Хотя вины создателей в этом нет, ибо как я уже говорил, бюджет был хилый, так что пришлось всё снимать в павильонах студии Элстри (Elstree Studios), сэкономленные на скудных локациях деньги, пошли на гонорары крепким профессионалам и отличным актерам.

Основная же масса критики была направлена на монстра и его грим, хотя если оглянуться назад, монстр получился довольно оригинальным во всей франшизе, однако не спорю, что Создание барона смотрится нелепо, а местами даже смешно - лохматый зверек, который пытается выглядеть злым, а глаза у него грустные - грустные. Бывшему бодибилдеру и тяжелоатлету Дэвиду Проузу досталось куда продолжительней роль, чем в предыдущем фильме франшизы, и мужик в принципе с поставленной задачей справился, сыграв то, что от него хотели/ждали - ужасного снаружи, но доброго внутри монстра, который по воле фанатичного ученного, оказался в смешном противном теле.

Благодарная публика просто не могла пройти мимо сценария и не пнуть его, и я, пожалуй, соглашусь с ними, ибо сценарий действительно вышел хиленьким, однако если посмотреть в графу "сценарист", то можно заметить фамилию Энтони Хиндса, который, как известно, сценарист весьма скверный, так что от его писанины ничего откровенного не ждал. В итоге и получил рядовую историю про барона, чьи постоянные эксперименты заканчивается весьма плачевно (есть исключения) и про его помощника, со временем полностью разочаровавшийся в великом Франкенштейне, с единственной разницей, что барон теперь некуда и не от кого не бегает, а по-хозяйски устроился в психушке, где у него всё схвачено, и где без особых проблем можно найти "материал" для своих экспериментов. Стандартная история Хиндса смотрится неплохо, и спасает её не только хорошая режиссерская работа Фишера, который умеет выжать из подвластного ему материала, максимум, но основное достоинство картины - хорошие актерские работы, самой лучшей из которых, естественно, является работа Питера Кушинга. Порадовали и мастера по эффектам, особенно когда на экране барон и его помощник проводят какую-нибудь операцию, выглядит всё весьма натуралистично, за исключением знаковой ярко-красной крови. Примечательно, что только под занавес Франкенштейниады, создатели решили избавиться от своего узнаваемого "хаммеровского гламура", на смену которому пришло детальный показ насилия, особенно выделяется на этом фоне эпизод операции, в которой, документально и без стеснения показывают процесс пересадки мозга, правда образованные врачи, во время операции почему-то не удосужились продезинфицировать руки и хирургические инструменты, но это как говорится мелочь.

В целом получился интересный фильм. Да, мы все это видели много-много раз. Да, привыкли. Да, кому-то надоело, но желание взглянуть на очередное похождения любимого героя, полностью отвлекают от всех недостатков, к тому же "Frankenstein and the Monster from Hell" стал заключительным фильм в франшизе и последней работой культового режиссёра Теренса Фишера, только благодаря этому, стоит уделить внимание сабжу. А обзору завершу словами барона, сказанные им под занавес картины - "Здесь больше нечего смотреть. Всё кончено... Всё закончилось".
Оценка: 6+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.