Обзор фильма "Байки из Склепа"

Представляем вашему вниманию обзор одной из лучшей хоррор-антологии студии Амикус "Байки из Склепа / Tales from the Crypt" (1972)

Director: Freddie Francis
Cast: Joan Collins;
Peter Cushing; Richard Greene; Patrick Magee; Ian Hendry; Ralph Richardson

В 1947 году Макс Гейнс глава E.C. Comics (Educational Comics) трагически погиб, и его издательство унаследовал сын Уильям М. Гейнс, который вывел E.C. Comics на новый уровень. Первым делом он полностью прекращает выпуск комиксов про супергероев Вспышка и Зеленый Фонарь, права на них продаёт не менее культовому издательству D.C. Comics. Уильям Гейнс был серьезно нацелен на выпуск серии криминальных детективов, но судьба его сводит с художником Элом Филдштейном, который также, как и Гейнс, питал любовь к старым радио–хоррорсериалам. В результате совместных усилий, мир увидел три хоррор комикса - "Прибежище Страха/The Haunt of Fear" (1950-54), "Байки из Склепа/Tales from the Crypt" (1950-55) и "Склеп ужасов/The Vault of Horror" (1950-55). В течение пяти лет, эти три серии стали самыми популярными и успешными комиксами в США, приносящими баснословный доход свои создателям. Однако большая популярность хоррор-комиксов поставило издательство под удар. Известный психолог Фредерик Вертхам, в своё время усмотревший в комиксе про Бэтмана гомоэротический подтекст, обвинил E.C. Comics в развращении молодежи, тем самым, начав компанию против издательства. В 1954 году Уильямс Гейнс был вызван в Подкомитет Сената по расследованию развращения подростков. Спустя пару месяцев, в США был сформирован государственный орган "Comics Code Authority", занимавшийся цензурой в мире комиксов, и без его разрешения ни один дистрибьютор не мог пустить комиксы в продажу. Первой жертвой цензоров стали серии комиксов Гейнса младшего, в феврале 1955 года на прилавках появился последний номер культового хоррор журнала "Байки из Склепа/Tales from the Crypt".

Однако легенды так просто не исчезают, в 1972 году популярная британская хоррор студия Амикус, решает воскресить позабытую франшизу. Так как руководство Амикус отказалось от услуг писателя Роберта Блоха, по сценариям которого были сняты лучшие антологии, ответственным за адаптацию выступил сам Милтон Суботски, а на должность режиссёра в очередной раз выбрали Фредди Фрэнсиса, который снова блестяще справился со своей задачей, хоть и зарекался никогда не связываться с Розенбергом и Суботски...

Блуждая по катакомбам монастыря, пять туристов отстают от своей экскурсионной группы и попадают закрытую комнату, где их встречает Хранитель склепа (Ralph Richardson). Он говорит им, что они неслучайно попали сюда, и каждому рассказывает дальнейшую судьбу, что было бы, если бы они не потерялись в катакомбах...

И все пути ведут домой/All Through The House - Домохозяйка Джоанн Клэйтон (Joan Collins) в рождественскую ночь убивает своего мужа кочергой, с целью получить кругленькую сумму страховки. Осталось замести улики и подстроить убийство под несчастный случай, однако её планам мешает сбежавший из психушки маньяк переодетый в костюм Санта-Клауса...

Отражение Смерти/ Reflection of Death - Карл Мэйтлэнд (Ian Hendry) попрощавшись с детьми и женой, уезжает к своей любовницы Сьюзан (Angela Grant), что бы вдвоём убежать от привычной жизни, но сделать им этого не удалось. Потеряв управление, машина переворачивается и падает в кювет. Когда после аварии Карл приходит в себя, он видит многочисленные изменения. Его жена живёт с другим, а люди при виде его, в ужасе убегают...

Поэтическое Правосудие/Poetic Justice - Рядом с респектабельным домом Джеймса Эллиотта (Robin Phillips) живёт старый барахольщик и любитель детей Артур Гримсдайк (Peter Cushing). Его жена давно умерла, оставшись один, он целыми днями посвящает своё время детям, собирая различный хлам, из которого делает детские игрушки. Джеймса такое соседство раздражает, и он всеми способами пытается выжать добродушного Гримсдайка. На День святого Валентина, Эллиотт посылает старику много валентинок с оскорблениями, после которых бедняга повесился. Однако ровно через год, справедливая месть свершится...

Хочу, чтобы ты был здесь/Wish You Were Here - Бизнесмен Ральф Джейсон (Richard Greene) близок к банкротству. Его лучший друг Чарльз Грегори (Roy Dotrice) даёт ему совет продать что-нибудь из антиквариата, который Ральф собирал всю жизнь. Среди своей коллекции, Ральф и его жена Энид (Barbara Murray) находят китайскую статуэтку, которая исполняет желания. Исходя из бедственного положения, Энид загадывает кучу денег, в результате Ральф погибает, а она получает кругленькую сумму по страховке, но у Энид в запасе ещё два желания...

Безвыходное положение/Blind Alleys - Майор в отставке Уильям Роджерс (Nigel Patrick) становится новым директором приюта для слепых. Он обещает заботиться о стариках, но это лишь на словах, на самом деле урезая бюджет приюта, он тем самым набивает свой карман, заставляет жить инвалидов в нечеловеческих условиях – без тепла, без еды, пока всё это не приводит к смерти одно из постояльцев приюта. И вот тут-то терпение у людей лопнуло...

Поклонники фильмов ужасов долго ждали, когда же киношники обратят внимание на наследие Уильяма М. Гейнса, и первыми обратились главные эксперты в антологиях студия Амикус. Картина была положительно встречена зрителями, принеся хороший доход создателям. Розенберг и Суботски быстро смекнули, где "пахнет" деньгами, и через год выпустили ещё одну экранизацию комикса Гейнса "Склеп ужасов/The Vault of Horror", но на этот раз результат оказался абсолютно противоположным, фильм ждал коммерческий провал, но об этом в другой раз.

"Tales from the Crypt" - один из лучших фильмов выпущенных под маркой Амикус, и уж точно лучший фильм Фредди Фрэнсиса, в данной картине его талант раскрылся по полной. Фрэнсис сумел отлично выдержать атмосферу всех пяти частей ленты, удержать внимание и интерес зрителей до самого финала, из-за чего картина не разбивается на куски, а смотрится как одно целое. Первый сегмент "All Through The House" самый жуткий в антологии, с обильной долей саспенса и мощным финалом, становится понятно, почему данную серию поставили первой. Хотя с другой стороны не лишен сценарий и ляпов. Роберт Земекис ни раз признавался в любви данному сегменту, так что не удивителен тот факт, что вторая серия первого сезона "Баек из Склепа" снятая самим Земекисом, ни что иное, как римейк амикусовской серии.

Второй сегмент про дорожную аварию самый короткий и самый проходной в фильме. "Poetic Justice" - эта история не столь страшная, сколько грустная. Питер Кушинг блестяще сыграл одинокого старика, по сути сыграл самого себя, так как годом ранее у него умерла жена, надолго выбив Кушинга из жизненной колеи, а от этого становится ещё грустнее, хотя первоначально он рассматривался на другую роль, но после прочтения сценария, Кушинг убедил продюсеров, что он лучше сыграет персонажа Гримсдайка. История коротка, но очень сильно пропитана грустью и сочувствием к старику, так что кровавая развязка становится в своем роде облегчением. Четвертый сегмент "Хочу, чтобы ты был здесь" это экранизация классического хоррор рассказа "Лапа обезьяны/The Monkey’s Paw". Короткий сегмент, но с жуткой атмосферой, и отличным финалом.

Заключительная серия "Blind Alleys" поставила прекрасную точку в этой антологии. История имеет сильный социальный подтекст, который актуален даже в наши дни. Общая идея серии - "не злите инвалидов" выглядит очень оригинально, также сегмент порадует сильным финалом.
В этой антологии всё прекрасно - игра актеров, сюжет, декорации, грим, но есть один существенный недостаток, адаптация получилось слишком "стерильной", а знаменитый черный юмор, которым Уильям Гейнс смаковал на страницах комикса, в фильме полностью отсутствует, а серьезность не идёт картине на пользу.

Поклонникам классики с британских островов - рекомендуется. Любителям хоррор-антологий - тоже не помешает ознакомиться. Фанатам Амикус - смотреть фильм в принудительном порядке. Всем остальным же - по желанию.
Оценка: 9/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.