Обзор фильма "Месть Франкенштейна"
Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Месть Франкенштейна / The Revenge of Frankenstein" (1958)
Director: Terence Fisher
Cast: Peter Cushing; Francis Matthews; Eunice Gayson; Michael Gwynn; Lionel Jeffries
"Проклятие Франкенштейна/The Curse of Frankenstein" стал одним из первых в новой волне британских хорроров, к тому же принеся небывалый доход своим создателям. Не удивительно, что сиквел не заставил себя долго ждать. Новый сценарий снова поручили Джимму Сангстеру, перед которым стояла сложная задача написать продолжение, ведь первый фильм закончился смертью Существа, упавшего в чан с кислотой, да и самого барона отправили на гильотину. Но Сангстер нашёл выход из тупика, "без сучка и задоринки" написал грамотный сиквел, после чего вся прежняя команда, за минусом Кристофера Ли, отправилась на Bray Studios, где одновременно снимался ещё один хаммеровский хит "Дракула/Dracula", чьи декорации очень сильно помогли рассказать историю мести Франкенштейна...
Фильм начинается с того места, где заканчивается первая картина.
Барона Франкенштейна (Peter Cushing) ведут на казнь, однако ему удается избежать смерти, войдя в сговор с палачом и охранником тюрьмы, а вместо него обезглавили священника. Три года спустя в небольшом немецком городке Карлсбраке объявляется некий доктор Штейн, который в одночасье становится популярным и видным врачом, открыв в своей клинике платное отделение для богатых клиентов, и бесплатное для бедняков. Такой ажиотаж привлек внимание Карлсбракский медицинский совет, в который доктор Штейн отказался вступать, предпочитая работать в одиночку. Ошарашенные такой наглостью от неизвестного выскочки, совет посылает к доктору делегацию, с последним предупреждением, либо он вступает в их медицинское сообщество, либо они его выдворяют из города. Один из присланных, молодой врач Ганс Клеве (Francis Matthews) узнает в Штейне печально известного барона Виктора Франкенштейна. В качестве платы за молчание Клеве просит доктора стать его помощником, а тот как раз нуждается в толковом ассистенте. Ведь за всё это время, барон не забросил свои опыты по созданию искусственного человека. Переоборудовав винный склад под лабораторию, Франкенштейн продолжает свои эксперименты, а чтобы не совершить прошлые ошибки, Виктор пришел к выводу, что нужно использовать мозг живого, а не мертвого человека, благо подопытной у него имеется - это полупарализованный горбун Карл (Michael Gwynn), который мечтает о новом совершенном теле, и он его получит, правда и на этот раз у эксперимента будет серьезные побочные последствия...
"Месть Франкенштейна" один из тех редких случаев, когда сиквел не уступает оригиналу. Всё тот же блистательный Питер Кушинг в роли Франкенштейна, превратив своего персонажа из напористого юнца- фанатика, в расчетливого и холодного доктора. И всё тот же Теренс Фишер, показавший неторопливую, но интересную историю. В сиквеле, усилиями сценариста Сангстера, барон получился спорным героем, я бы даже назвал его положительным, особенно это заметно по ряду сцен, к примеру, где Виктор успокаивает перед операцией своего помощника Карла, которому он решает помочь, в знак благодарности за то, что он посодействовал побегу барона из тюрьмы. Даже открытие бесплатного отделения для бедняков идёт в плюс герою Кушинга. Однако уже в середине просмотра, становится ясно, что барон не такой уж и положительный. Отделение для бедных – это ничто иное, как идеальный источник необходимых для опытов частей тела, а вся забота вокруг парализованного горбуна, которого он наделил новым телом, просто возможность Виктора заявить о себе на научных конвенциях, с возможностью оправдать свое имя.
В отличие от других экранизаций Мэри Шелли, в "Мести" акцент полностью сместился в сторону барона, который окончательно и бесповоротно стал центральным персонажем фильма. Существо он же Монстр теперь полностью исчез из повествования, так как по сюжету, Виктор больше не занимался созданием нового человека, а лишь помогал природе исправлять её огрехи и недочеты, благодаря чему появился персонаж - горбун Карл (явная отсылка к картине Джеймса Уэйла), чей мозг пересадили в более совершенное тело. Новый Карл совсем не страшен, выглядящий, как обычный человек, по началу он даже интеллигентен, но чем дальше будет двигаться сюжет, тем быстрее мы увидим побочные эффекты и первые жертвы.
Несмотря на то, что я похвалил Сангстера чуть выше, не обошлось в продолжение без минусов. Сюжет имеет больше дыр, чем швейцарский сыр. Полностью исчезнувшие персонажи Пола и Элизабет, которые присутствовали в финале "The Curse of Frankenstein", а как я уже говорил, сиквел начинается с того момента, на чём закончился "Проклятие". Оборудование Виктора, непонятно каким способом, переместилось из родового дома в Карлсбрак. Побочный эффект от новых экспериментов барона заключается в том, что подопытные превращаются в каннибалов, только почему это не коснулось самого Виктора, чей мозг, ассистент Ганс Клеве под занавес фильма, пересадил в другое тело, и почему новое тело имело лицо Кушинга?
Однако сценарные дыры не помещали насладиться прекрасным сиквелом, ну а в прокате, "The Revenge of Frankenstein" показал себя с отличной коммерческой стороны, удивительно, что третью часть зрители получили только через 6 лет, где от всей съемочной команды остался лишь Питер Кушинг.
Оценка: 9/10