Рецензия на фильм "Чума Зомби"
Представляем вашему вниманию рецензию на фильм "Чума Зомби / The Plague of the Zombies" (1966)
Director: John Gilling
Cast: Andre Morell; Diane Clare; Brook Williams; John Carson; Jacqueline Pearce; Michael Ripper
"Чума Зомби" появился из-за желания руководства студии Hammer Films найти свежие идеи для своих хорроров, так как проверенные франшизы поднадоели зрителям, да и финансовая отдача была скромной. Внештатный Хаммеровский сценарист Питер Брайан придумал "новый" сюжет, хотя на самом деле переработал свои предыдущие сценарии "Собака Баскервиллей/The Hound of the Baskervilles" и "Невесты Дракулы/The Brides of Dracula". А чтобы удешевить продукцию, "Чуму" снимали бок о бок с "Рептилией/The Reptile", использовав одни и те же локации, а иногда и актеров. Для постановки обеих картин планировали привлечь Теренса Фишера, но прайс последнего, заставил фирмачей искать кого-то подешевле, и этим "кто-то" оказался Джон Гиллинг, который успешно справился с поставленной задачей и продемонстрировал публики доромеровских Зомби.
Профессор медицины Сэр Джеймс Форбс (Andre Morell) получает тревожное письмо от своего бывшего ученика Питера Томпсона (Brook Williams), ныне работающего главным врачом в маленьком городке Корнуолл. В письме он просит немедленно приехать к нему на помощь, так как он полностью сбит с толку из-за странной болезни, которая убивает местных жителей. Решив помочь своему лучшему ученику, сэр Джеймс вместе с молоденькой дочерью Сильвией (Diane Clare) снаряжают экипаж и отправляются в Корнуолл.
Приехав на место и выслушав суть проблемы, Форбс узнает, что вскрытие трупов не проводилось из-за предрассудков местных жителей. Под покровом ночи, сэр Джеймс и Питер пробираются на кладбище и разрывают свежую могилу, но гроб был пуст. Тем же вечером, супруга Томпсона, Элис (Jacqueline Pearce) погибает от рук того, кто должен был лежать в том гробу. Труп девушки нашли возле заброшенной шахты, которая принадлежит богатому помещику Клайву Гамильтону (John Carson). От местного констебля (Michael Ripper) Форбс узнает, что Гамильтон несколько лет прожил на Гаити, а когда вернулся в Корнуолл, в городке появилась эта загадочная и смертельная болезнь...
Как я уже писал выше, "Чума зомби" снималась одновременно с "Рептилией". Оба фильма имеют одинаковые локации - деревенские улицы, гостиницы, местный погост, и одинаковых актеров - Жаклин Пирс отметившаяся в главных ролях, и харизматичный Майкл Риппер, сыгравший оба раза местного жителя. Помимо этого, сюжетно картины мало чем отличаются друг от друга – есть маленький городок, в котором "кто-то" или "что-то" убивает местных жителей. В обоих случаях, причина смертей горожан носит иностранный характер (в "Чуме" это культ Вуду завезённый с Гаити, а в "Рептилии" – это девушка, по ночам превращающаяся в змею, из-за проклятия, полученного на острове Борнео), и есть приезжий герой с главной целью – разобраться в этих запутанных историях.
Не смотря на схожесть этих двух фильмов ("Рептилию" я посмотрел первой), мне больше всего приглянулась "Чума", своей напряженной атмосферой и действием, а минимум диалогов пошло только на пользу картине. Некоторые эпизоды, по прошествии 50 лет, смотрятся отлично и пугающе, взять, к примеру эпизод, в котором главному герою Питеру Томпсону снится, как он стоит на кладбище, могилы одна за другой начинают медленно открываться, выпуская на волю мертвецов, тянущие к нему свои руки и...герой просыпается. Добавьте к этому моменту тревожную музыку Джеймса Бернарда, отличный грим Роя Эштона и болезненно-зеленую картинку, гарантировано получите пугающий эпизод. Не менее эффектно смотрятся сцена с возвращением из мертвых персонажа Жаклин Пирс, однако с ней было покончено по заветам Ромеро - отрубили голову лопатой. Из-за этого эпизода, британские цензоры влепили фильму рейтинг X, а в некоторых странах картину просто-напросто забанили. Так что в ленте есть ужасняцкие, не покрытые нафталином эпизоды.
Мне непонятно по какой причине студия Хаммер избегала такую благодатную тему, как – Зомби, в конце концов это случилось, однако фигурирующие в названии "живые мертвецы" здесь вовсе не те, которые вскоре заполонили голубые экраны всего мира, после выхода культового фильма Ромеро "Ночь живых мертвецов". Здесь классические, на тот момент, зомби, ставшими послушными с помощью ритуалов Вуду, соответственно не будет никаких заезженных стереотипов, как разрывание и последующие поедание человеческих внутренностей, они же послушные рабы. Кстати, рабами их сделали в прямом смысле этого слова, чтобы "мертвые горожане" задарма вкалывали на рудниках. Штатный хаммеровский гример Рой Эштон проделал отличную работу с внешностью зомби - с их бледными лицами и горящими глазами, они выглядят поразительно ужасными. Наравне с гримом, не вызвал у меня нареканий сюжет, который без хаммеровских самоповторов получился бы просто идеальным. Все действие линейно и связно, без каких-либо логических дыр и прыжков, и само по себе весьма интересно. Режиссёр снял занимательную и интригующую историю, насыщенную тайнами и загадками, но Гиллинг не был бы Гиллингом, если бы не вставил в свой фильм подтекст, в случаи с "The Plague of the Zombies" показана равнодушная и полностью безнаказанная аристократия, эксплуатирующая рабочей класс.
"The Plague of the Zombies" вышел в кинотеатры в вместе с "Дракулой: Принцем тьмы/Dracula: Prince of Darkness", последней, должен был стать главной картиной в прокатной парной связке, так как имена Теренса Фишера и Кристофера Ли звучали более привлекательно для публики. На деле всё оказалось наоборот, "Чума Зомби" вышел более удачным фильмом, конечно присутствовала определенная халтурность и повторы, но связано это было из-за спешки при съёмках, так что лента заслужено получает...
Оценка: 8/10