Обзор фильма "Салемские вампиры"
Обзор фильма "Салемские вампиры / Salem's Lot" (1979)
Director: Tobe Hooper
Cast: David Soul; James Mason; Bonnie Bedelia; Geoffrey Lewis; Julie Cobb; Kenneth McMillan
Небывалый успех экранизации романа "Кэрри/Carrie", сделал писателя Стивена Кинга весьма знаменитой фигурой, а его произведения стали лакомым кусочком для кинодеятелей. Когда первая экранизация "Кэрри" заработала в домашнем покате $33.8 миллионов, при бюджете в $1.8, боссы студии Warner Bros. Решили действовать на опережение, и превентивно купили права на экранизацию "Salem's Lot" еще до выхода книги в печать. Студия стремилась превратить 400-страничный роман Стивена Кинга в художественный фильм, сохранив при этом верность исходному материалу. Оскароносный продюсер Стирлинг Силлифант, сценарист Роберт Гетчелл и сценарист/режиссер Ларри Коэн написали свои версии сценария, но ни один из них не понравился боссам Уорнеров. В итоге руководство отдала проект в руки Warner Bros. Television Studios, подразделение компании Warner Bros, занимающееся производством и распространением телевизионной продукции. Из-за объемного содержания романа "Salem's Lot", было принято решение снять мини-сериал. Сценарий доверили Полу Монашу, который уже имел опыт в экранизации Стивена Кинга, Монаш был продюсером "Кэрри/Carrie". Осталось дело за малым, найти режиссёра, и первой кандидатурой был Джордж Ромеро, но мэтр быстро покинул проект, когда узнал, что экранизация будет в формате телевизионного мини-сериала, что влечёт за собой ряд ограничений с показом крови и насилия на ТВ. На вакантное место утвердили кандидатуру Тоби Хупера, поразившей зрителей "Техасской резней бензопилой/The Texas Chain Saw Massacre". Заручившись бюджетом в 4 миллиона долларов, Хупер и компания приступила к съемкам атмосферной истории про...
Успешный писатель Бен Мирс (David Soul), после долгого отсутствия, возвращается в свой родной городок Салем-Лот, в штате Мэн. Мирс хочет написать книгу о старом зловещем доме Марстона, имеющей дурную репутацию "нехорошего дома". Помимо книги, у писателя есть личные счёты с этим домом. Будучи мальчишкой, Бен на спор забежал в дом Марстона: и то, что он там увидел, навсегда оставило отметину в его памяти, которая с годами не заживала.
В попытке арендовать зловещий дом, Бен узнает, что особняк приобрёл приезжий бизнесмен Ричард Страйкер (James Mason) и его загадочный партнер по бизнесу Курт Барлоу, которого никто из местных не видел. А еще с приездом Мирса, в Салем-Лот начали твориться очень странные дела. Сначала стали исчезать люди, а затем горожан охватила эпидемия странной болезни...
Верность первоисточнику всегда была серьезной проблемой, когда дело касалось экранизаций книг Стивена Кинга, и "Салемские вампиры" не стали исключением. Сценарий Пола Монаша допускает много вольностей с оригинальным текстом. Основная структура истории, по сути, та же - писатель Бен Мирс возвращается в Салем-Лот, влюбляется в местную красотку Сьюзен Нортон и узнает, что в сонном маленьком городке обитает древнее кровососущее зло, но вот остальные детали были изменены. Количество книжных персонажей в сериале были либо полностью вырезаны, либо были комбинированы с другими героями, чтобы их черты адекватно отображались на экране, а кому-то была отведена, куда меньшая роль, чем в книжном оригинале. То же самое касается некоторых извилистых сюжетных линий романа (как это принято во многих книгах Кинга). Тем не менее, самым большим предметом разногласий для большинства фанатов было превращение главного вампира Курта Барлоу в гротескную подделку Носферату. В книге же, Барлоу - это обаятельный и привлекательный немецкий граф. Но создатели побоялись делать амбивалентного антагониста, так что образ вампира позаимствовали из классического фильма "Носферату, симфония ужаса", и в этом самый жирнющий плюс картины. Вампиры Салема предстают жуткими монстрами, какими они и должны быть, без доли привлекательности. Облик Барлоу и его вампирской компании, даже спустя 40 лет может нагнать жути на зрителя. Их зловещие глаза, которые напоминают тапетум у волков, странные ирреальные движения, ну и конечно мертвецкая внешность. Гримеры постарались, их работа даже номинировалась на престижную премию Эмми, но к сожалению, они проиграли ТВ-фильму "Война Скарлетт О'Хара/The Scarlett O'Hara War".
Хотя "Salem's Lot" получился чрезвычайно целомудренным, по сравнению с остальными работами Тоби Хупера, и не такой динамичный, как бензопильные разборки в Техасе, однако упор в данной ленте был сделан на общую атмосферу - тихое местечко, где творится неладное. И тут создатели не прогадали. Долгое раскачивание сюжета первой половины сильно бьёт по динамике, но это было необходимо, чтобы познакомить публику с действующими лицами, и дать время проникнуться к главным героям. Вторая часть сериала кардинально меняется, в то числе меняется и динамика. Из убаюкивающего ознакомительного детектива, сериал превращается в атмосферный хоррор. Также Хуперу удалось показать несколько невероятно эффектных пугающих эпизодов, которые часто основаны на банальных приемах, таких как джампскейры. Одна особенно мощная порция жутковатого действа происходит после того, как Барлоу превращает местного паренька Ральфи в свое послушное создание ночи. Окруженный клубящимся туманом, Ральфи подплывает к окну спальни своего старшего брата, царапая и умоляя впустить его. Всё играет по установленному набору вампирских правил, отсылающих к Брэму Стокеру, только теперь они были обновлены для современной американской обстановки. Атмосферная сцена с Ральфи стала по-настоящему культовой, и входит в различные топы самых эффектных сцен в фильмах ужасов.
По мере того как шло время, бренд Кинга стал вездесущим в поп-культуре, и ужас, связанный с его именем с годами рассеялся. Хупер потерпел ряд коммерческих и творческих неудач, принялся штамповать свои спорные сомнительные проекты. Но на короткое время, в конце семидесятых, два маэстро хоррора объединились, чтобы создать одно из самых запоминающихся произведений поп-хоррора, которое украсит как малый, так и большой экран. "Салемские вампиры", несомненно, является одной из лучших адаптаций Стивена Кинга. За долгие годы, прошедшие после первой трансляции, картина стала культовой и теперь считается классикой. "Салемские вампиры" оказал значительное влияние на вампирский жанр, и это влияние видно во многих работах, от "Ночи страха/Fright Night" до "Штамма" Гильермо Дель Торо. Классика, с которой нужно обязательно познакомиться.
Оценка: 9/10