Обзор фильма "Дом Кнута"

Обзор фильма "Дом Кнута / House of Whipcord" (1974)

Director: Pete Walker
Cast: Penny Irving; Ann Michelle; Robert Tayman; Sheila Keith; Ray Brooks; Barbara Markham

Пит Уолкер, пожалуй, величайший невоспетый герой британской хоррор и exploitation сцены. Его мрачные и провокационные фильмы представляют собой резкие социальные комментарии, в которых он проходит катком по различным британским институтам. Его беззастенчивые и крайне анти-истеблишментские взгляды вызывали споры у зрителей, но эти споры были раньше, сейчас зажравшеюся публику редко чем можно удивить, тем более картиной 50-летней давности. В интервью Пит Уолкер признал, что своими фильмами (софткорный период не в счёт) он хотел встряхнуть и шокировать консервативную британскую аудиторию. А трясти он начал с первых секунд начальным дисклеймером. "Этот фильм посвящается тем, кто возмущен слишком мягким моральным кодексом и тем, кому не терпится вернуть телесные наказания и смертную казнь". Таким предисловием начинается "Дом кнута", один из лучших провокационных фильмов в непродолжительной карьере Пита Уолкера.

Молодая французская модель Энн-Мари Де Верни (Penny Irving) приезжает покорять английскую столицу. Но за участие в обнаженной фотосессии, её дебют в Лондоне омрачняется административным штрафом. Зато на одной из гламурных вечеринок, как раз посвященной той самой скандальной фотосессии, Энн-Мари знакомится с симпатичным брюнетом Марком Дессадом (Robert Tayman), который моментально покорил девушку своей немногословностью и загадочностью. Минуя весь конфетно-букетный период, незнакомец приглашает её погостить в загородном доме, и заодно познакомить со своей матерью. Не видя подвоха, Энн-Мэри соглашается. Вот только поместье – эта частная тюрьма, где молодых девушек судят за аморальное поведение и распущенность. За любую провинность узницам грозит не только суровое наказание плетью, но и смертная казнь через повешение...

Постоянная тема, которая проходит через все фильмы Уокера – это ужас консервативных традиций и институционализма. Антагонистами у него всегда выступают люди старшего, морально подавленного поколения, которые проявляют жестокую неприязнь к сексуальной свободе и моральной распущенности современной молодежи. Эта тема лучше всего раскрыта как раз в обозреваемом "House of Whipcord".
Чтобы лучше усваивался и продавался фильм, режиссер завернул "Дом Кнута" в обертку рядового "women in prison", со всеми атрибутами жанра: насилие над узницами, обнаженка, неудачный побег, правда такие темы как лесбиянство и массовые женские драки в душе пришлось оставить за бортом, оно и понятно, британские цензоры никогда бы не выдали прокатное удостоверение. Под пустым развлекательным слоем women in prison кроется сильная оппозиционная начинка.

Лента Уолкера своего рода плевок сторону тогдашнего двуличного английского правительства во главе с репрессивной Маргарет Тэтчер (хозяйку подпольной тюрьмы тоже зовут Маргарет) которая боролась с безнравственностью в обществе, за моральные устои и духовные скрепы с помощью репрессий, но при этом Тэтчеровское правительство выделяла деньги угандийскому тирану Иди Амину, всячески поддерживало чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Режиссёр это грамотно обыграл в картине, и параллели сильно заметны. Уэйкхерст обвинила Энн-Мари за безнравственное поведение, за безобидное фото топлесс, однако за собой ничего аморального не замечает, например, рождение сына вне брака. Всё, что надзирательницу беспокоит, это демоны её собственного прошлого. Она переживает из-за допущенных ошибок, которые двадцать пять лет назад привели к её увольнению с тюремной службы, и в лице Энн-Мари она видит призрака из прошлого, разница только в том, что в этот раз за жестокое обращение её уже никто не уволит, а значит можно оторваться, ведь "я и есть власть".

Миссис Уэйкхерст (фамилия тоже выбрана не случайно, это результат скрещивания названий двух английских тюрем Уэйкфилд и Паркхерст) не просто представительница разлагающейся правящей элиты, она коррумпированный матриарх и злая мать. Сценарий МакГилливрея играет с эдиповым комплексом и шекспировскими аллюзиями, чтобы представить её как ненормальную Леди Макбет, пропитанную кровью и обезумевшую от власти. Она использует и манипулирует судьей Бейли по своему желанию, обманом заставляя его подписывать приказы на казнь, изредка давая ему возможность говорить. Старый судья больше не контролирует игру, которую он запустил несколько лет назад. Особенно показательна сцена, где Бейли сидит за шахматной доской, трогая фигуры, пытаясь отличить более сильного ферзя от осажденного короля. Слепой судья - это ещё и аллюзия на греческую мифологию, а конкретно на богиню правосудия Фемиду, которая как мы помним была слепа. Вот и правосудие в этом фильме тоже слепо, никаких оправдательных решений.

Режиссёр хорошенько "пнул" прогнившее английское правосудие, ксенофобский консерватизм, фанатизм и так далее, но самое интересное, что в ответ режиссёр не получил подобающий бан, наоборот лестная критика, и дальнейшая работа в кинематографе, где он также не оставлял сколькие темы. На кинофестивали в Сиджесе, картину приняли бурными овациями, испанские критики усмотрели в картине Уолкера аллегорию на политическую ситуацию в своей стране, а в судье Бейли разглядели карикатуру на генерала Франко. Режиссер и сценарист от этого политического посыла на события в Испании открестились.

По внутреннему наполнению "Дом кнута" весьма интересная картина, особенно когда ты настраиваешься на рядовой WIP, но с кинематографической точки зрения у фильма достаточно минусов, если отбросить довольно плоскую и банальную режиссуру, главный и сильный недостаток кроется в том, у фильма напрочь отсутствует логика, и в некоторых драматических моментах сей факт вызывал лёгкую ухмылку, очевидно, что такого эффекта не должно быть. Например, как несколько молодых физически-развитых узниц не смогли справиться с тремя безоружными старухами (!). Огромная тюрьма недалеко от города, о которой местные жители даже не знают. Энн-Мари, которая говорит своей соседке по комнате, что уезжает с незнакомцем на уик-энд загород, а соседка опомнилась только на девятый день, что Энн-Мари так и не вернулась обратно. Ну и сама Энн-Мари большая молодец - запрыгнула в машину к человеку с именем Марк И. Дессад, ведь такое имя вызывает доверие 🙂

В те далекие 70-е, зрители и критики приняли картину на ура, "Дом кнута" стартовал на родине на 1000 экранах, и за первые три недели фильм заработал более 13500 фунтов стерлингов, что является отличным результатом при бюджете в 60000 фунтов. Сейчас редко кто вспоминает о картине, несмотря на то, что ленту частенько переиздают на физических носителях, а если и вспоминают, то весьма нелестно отзываются. Стойкие фанаты британского экспло и не только экспло оценят работу Уолкера по достоинству.
Оценка: 8/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.